1— Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится? 2 Какие качества характера проявила Маша в это время?
3 Подумайте, почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»?
4 — Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”? В каком долгу?
Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.
Жилин получает письмо от матери с приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости.
Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила» , т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.
Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор. Костылин – бес слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего.
Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.
Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник» , мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
Павел Петрович родился на юге России: "...родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу..." Павел Петрович учился в Пажеском корпусе: "...Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома <...> потом в Пажеском корпусе*..." (*Пажеский корпус – привилегированное военное учебное заведение) Павел Петрович служил в гвардейском полку: "...вышел офицером в гвардейский полк..." (гвардейские полки считались элитными подразделениями) Павел Петрович был когда-то "светским львом" в Петербурге: "...ведь он львом был в свое время..." "...с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества..." "...Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло..."
Павел Петрович Кирсанов - аристократ по натуре: "...и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах..." "...Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова..."