1. Как вы считаете, случайно ли то, что Лидия Михайловна для отдельных занятий выбрала именно рассказчика? Ведь в
школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-француз
ски ничуть не лучше, чем он?
2. Как вы думаете, почему Лидия Михайловна решилась иг-
рать в «замеряшки» со своим учеником? Что выдавало ее во вре-
мя игры? Она, ведь, искренне, от всей души хотела поддержать
мальчика.
только !
ответ:
олеся – это добрая, отзывчивая девушка, судьба которой сложилась не лучшим образом. богатство ее внутреннего мира заключается в любви к людям, в уме и доброте. это идеал человека, который живет в гармонии с собой и с окружающим миром. иван тимофеевич заметил ее изящество и благородство, но сам он не был таким человеком.
иван тимофеевич – главный герой и рассказчик повести “олеся”. это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. в полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. однако местные крестьяне его быстро разочаровали.
они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. так, например, он не раз пытался научить грамоте местного парня ярмолу, с которым вместе иногда ходил на охоту, но все безрезультатно. все попытки узнать перебродских людей поближе тоже ни к чему не приводили.
ярмола – один из второстепенных персонажей повести а. и. “олеся”, слуга и лесовщик из полесья. это один из жителей глухой деревни в волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя ивана тимофеевича. он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей работы.
с ярмолой иван тимофеевич ходит на охоту, чтобы как-то разнообразить свой досуг, так как книжки давно иссякли, а все остальные жители полесья не отличались общительностью. вообще местные крестьяне быстро разочаровали ивана тимофеевича своей ограниченностью и замкнутостью.
мануйлиха – старая ведьма из повести а. и. “олеся”, бабушка алены (олеси). эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее.
внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. у нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый рот, холодные глаза и взгляд зловещей птицы. по натуре она была недружелюбной и ворчливой. когда у нее в хате впервые появился иван тимофеевич, она была ему не рада.
ответ:
рід літератури: громадянська лірика.
жанр «уривок з поеми»: вірш.
мотиви «уривок з поеми»: спогад поета про запорозьке козацтво, колишню славу рідного краю, возвеличення історичної пам’яті українського народу, розкриття найкращих рис вдачі козаків-українців; заклик до пробудження в українців почуття національної свідомості, психології переможця, віра в силу й безсмертя рідного народу.
художні особливості «уривок з поеми»:
епітети: «залізна голова», «п’яний сміх», «запорозька кров»;
метафори: «народ мій жбурне»; «рокоче запорозька кров»;
порівняння: «херсонські прерії— мов січ»;
алюзії: «вони взяли свячений ніж, / залізняка майбутні діти», «вставайте! кайдани порвіте! »;
інверсія народ мій.
примітки: «уривок з поеми» слугує яскравим прикладом «козацької лірики». перед читачем з’являються імена б. хмельницького, і. мазепи, м. залізняка, і. гонти, а також образи січовика, отамана, січі. використавши козацьку тематику, є. маланюк провів паралелі із xx ст., апелюючи до народної пам’яті, що закарбувала на своїх сторінках славні звитяги та перемоги українських козаків. поет намагався пробудити в читача психологію переможця, згадуючи колишню доблесть прадідів, що «уміли кинуть п’яний сміх / в скривавлене обличчя — муці», у жилах котрих «рокоче запорозька кров». навіть тоді, коли «держава рухнула», у козаків не опустились руки: «вони взяли свячений ніж, / залізняка майбутні діти! »