1) Какие черты характерны для классицизма? 1) Национально-патриотическая тематика, гражданская направленность.
2) Новое понимание человека, отрицающего рабскую покорность, гуманистические идеалы.
3) Типизация образов достигается через правдивое изображение деталей в конкретных условиях.
4) Назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных.
5) Подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств».
6) Идея двоемирия: мир реальный и мир идеальный, к которому герой стремится.
A) 1, 2, 4
B) 1, 4, 5
C) 2, 4, 6
D) 3, 5, 6
[1]
2) Что лежит в основе конфликта в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»?
Два противоборствующих взгляда
A) на воспитание и образование
B) на положение крепостных крестьян
C) на положение женщины в обществе
D) на роль дворянства в жизни страны
[1]
3) К какому жанру относится пьеса Фонвизина «Недоросль»?
A) Героическая комедия
B) Сатирическая комедия
C) Семейно-бытовая комедия
D) Трагикомедия
[1]
4) О каком общественном пороке идет речь в данном фрагменте?
«Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был!»
A) Бесправие
B) Взяточничество
C) Казнокрадство
D) Раболепие
[1]
5) Какой прием создания комического использован в следующем фрагменте?
«Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.»
A) Описание с концентрацией ненужных подробностей
B) Смешение разнородных и несочетаемых признаков
C) Юмористический пейзаж
D) Юмористическое сравнение
Чацкий - участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» - говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмеиванием. Но стена между такими как Чацкий И Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а чАцкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а свидом человека, который разочаровался в самом дорогом:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок…
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвегнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого – они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.