1. Какие слова являются центральными в главе «Переправа»?
а) «Берег левый, берег правый»; б) «Переправа, переправа!»; в) «Кому память, кому слава».
2. Перечитай поэтические строки. К чему стремится автор?
«Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи - отцы.
Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремнёвым
Русский труженик-солдат».
а) показать живучесть традиций русских воинов; б) передать тяжесть пути; в) вспомнить старых солдат.
3. В чём проявляется мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа»?
а) в диалоге солдат, стоящих в дозоре; б) в настрое автора ; в) в правдивой картине войны.
4. Как воспринимается строфа главы «Переправа»:
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
а) как описание тяжёлого боя; б) как напоминание о переправе; в) как клятва, боевой призыв.
5. Каким человеком предстаёт Василий Тёркин в главе «О награде»?
а) тщеславным; б добрым, жизнерадостным; в) мечтающим о несбыточном.
6. В чём раскрывается характер Василия Тёркина в главе «О награде»?
а) в монологе героя;
б) в рассказе о нём кого-то из присутствующих;
в) в рассказе повествователя о нём.
7. Василий Тёркин - это
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ.
8. Каким можно назвать главного героя поэмы «Василий Тёркин»?
а) исключительным;
б) обыкновенным;
в) заурядным.
9. О чём напоминает автор поэмы Александр Твардовский в строках главы «О войне»?
«…Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия.
а) об огромных потерях на войне;
б) о вине живых перед мёртвыми;
в) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны.
10. Каково ваше отношение к Василию Тёркину (аргументируйте 2-3 предложениями)
ОбъясКарл Фридрих Иероним Мюнхгаузен был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Будучи человеком общительным, барон часто приглашает в гости соседей, которым рассказывает о своих удивительных путешествиях и приключениях. Рассказчик он хороший, знает, чем повеселить друзей и где приукрасить свой рассказ. Рассказы его рас по округе, соседи пересказывают их друг другу.Книга Распе “Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России” стала очень популярной. Когда эта книга попала на глаза нашему герою, он был взбешён. Ведь Мюнхгаузен не давал никому права писать о нём. Получалось, что Распе представил его, доблестного офицера, взбалмошным бароном, попадающим в невероятные истории. Но Мюнхгаузен стал любимым героем детей и взрослых. И в его родной город Боденвердер потянулись толпы почитателей.
Подробнее - на -
Журден и его жена – почтенные буржуа, как и родители Мольера. Так что же высмеивает автор, помимо маниакального желания Журдена стать дворянином? Если мы поймем, на что направлена эта комедия, то тогда разберемся, что же предлагает Мольер.
С одной стороны, комедию можно прочесть в духе классицизма, в котором все построено на жесткой иерархии. С другой стороны, Кольбер, министр при дворе Людовика XIV, тоже выходец из буржуа.
Все честолюбие Журдена заключается в том, что он хочет стать похожим на дворянина и со временем даже начинает стыдиться своих родителей. Журдена дурачат все.
Кроме того, важным персонажем является госпожа Журден: она не только воплощение здравого смысла, но и обладательница чувства собственного достоинства. Она часто говорит, что дело совершенно не в принадлежности к какому-либо сословию, а в том, что человек, добросовестно выполняющий свои обязанности, имеет право гордиться своим сословием. Таким образом, Клеонт ничуть не хуже, а даже лучше Доранта, который является недобросовестным и плутоватым человеком. Доримена охотно принимает подарки. Причем Дорант дарит эти подарки от своего имени, не ссылаясь на Журдена, который их посылает Доримене.
Но обычно при постановке пьесы контраст между жуликоватым дворянством и честными буржуа практически сводят к нулю. На первый план выступает комедия характеров.
Одной из важных сцен является та, в которой Журден примеряет новые костюмы. И дело даже не в откровенной нелепости его наряда, а в том, что этот костюм становится знаком социальной роли. Мы играем в спектакле под названием «Жизнь», и на каждом из нас надет костюм, каждый из нас играет некоторую роль, а кое-кто и несколько.
В комедии всегда присутствует любовная линия и почти всегда у героя есть дочь, любящая молодого человека, которого не одобряет ее отец. И герой-маньяк хочет выдать ее за кого-то другого, в данном случае за маркиза.
«Тартюф»
«Тартюф» – одна из самых знаменитых пьес Мольера (рис. 2). Для того чтобы понять эту пьесу, важно знать, что в Париже времен Людовика XIV существовала тайная политически-религиозная организация аристократов и духовных лиц – «Общество святых даров». Эта организация следила за соблюдением ортодоксального католицизма. Во главе этой организации стояли королева-мать и архиепископ.
Заглавная страница комедии Мольера «Тартюф»
Рис. 2. Заглавная страница комедии Мольера «Тартюф»
Первый вариант пьесы «Тартюф» состоял из трех актов, и главный герой был священник-лицемер. У богатого буржуа Оргона дочери нет, но есть молодая жена, за которой и ухаживает Тартюф. Когда сын Оргона узнает об измене мачехи, то Тартюф ловко уходит от каких-либо обвинений.
Пьеса была поставлена, но после первого представления запрещена Обществом святых даров. Через неделю после запрещения пьесы произошла занятная история.
В то время, когда возник «Тартюф», итальянцы сыграли фарс «Скарамуш-отшельник», в котором в крайне отрицательном свете был изображен монах. Король, все еще пребывавший в состоянии недоумения по поводу истории с «Тартюфом», сказал Конде после посещения «Скарамуша» у итальянцев:
– Я не понимаю, почему они так набросились на «Тартюфа»? Ведь в «Скарамуше» содержатся гораздо более резкие вещи.
– Это потому, ваше величество, – ответил ему Конде, – что в «Скарамуше» автор смеется над небом и религией, до которых этим господам нет никакого дела, а в «Тартюфе» Мольер смеется над ними самими. Вот почему они так разъярились, сир!
И после долгих сражений за пьесу она все-таки снова была поставлена на сцене. 9 февраля 1669 года была поставлена именно та версия, которую мы знаем.
Интересно то, что в пьесе все заканчивается вмешательством короля, когда уже кажется, что изменить ничего нельзя. Оргон, доверяющий лицемеру, хочет выдать за него замуж свою дочь, переписывает на него дарственную на дом и доверяет Тартюфу одну очень пикантную тайну. Один из друзей Оргона, который участвует в заговоре против короля, уезжая, оставляет ему ларчик с опасными бумагами, которые позже попадают в руки Тартюфа.