1.Какими чертами наделяет Лермонтов своего героя в стихотворение "Как часто, построю толпой окружен" 2.Какие отношения складываются у героя с миром и людьми, в этом стихотворение?
«Повести покойного И.П. Белкина» были написаны А.С. Пушкиным осенью 1830г. и изданы в 1831 г. В центре сюжета каждой из пяти его повестей не просто «история», которая умещается на десяти страницах, а поворот судьбы. Сегодня мы поговорим лишь об одной из этих повестей – «Станционный смотритель» Главная героиня этой повести – дочь Самсона Вырина – Дуня. Девочка была настоящей хозяйкой в домике старого смотрителя. Она обслуживала путешественников, если тем вдруг приходилось остаться на время, в ожидании лошадей. Убирала в доме, делала его уютным и присматривала за своим отцом. Самсон Вырин души не чаял в своей дочке, и всем рассказывал, какая она у него «…умница, красавица, вся в покойницу мать…» Проезжие любили после утомительной дороги срывать всю свою злость на станционных смотрителях, но при виде Дуни все сразу успокаивались, и соглашались подождать лошадей за чашечкой чаю. «Голубоглазая кокетка», так называет её автор. Но однажды на станцию приехал гусар, и, так как все лошади были в разъезде, смотритель предложил ему остаться в его домике и подождать. Минский начал кричать на ямщика, но при виде Дуни он успокоился. На следующий день он «слег с горячкой», а потом, когда «выздоровел» и собирался уезжать, спросил у девочки, не желает ли она, чтобы он подвёз её до церкви. Она не хотела, но старый смотритель настоял, и вскоре сам об этом Дуня вышла замуж за Минского и стала жить в Петербурге в богатстве и роскоши, но с отцом она не виделась. Когда молодая барыня приехала его навестить, ей сказали, что тот «…давно уж спился и умер…» Дуня пришла на кладбище, долго лежала на могиле отца и плакала…
Другим родом философской лирики Пушкина после-декабрьского периода были лирические пьесы-признания, одним из лучших образцов которых явилось стихотворение 1828 г. «Воспоминание» . Это стихотворение Пушкина - как, впрочем, и многие другие - трудно отнести к жанру чисто философских произведений, но это вовсе не отменяет глубокой связи и этого, и других подобных стихотворений Пушкина с философским направлением в русской поэзии. В своем окончательном печатном варианте «Воспоминание» содержит 16 стихов:
* Когда для смертного умолкнет шумный день * И на немые стогны града * Полупрозрачная наляжет ночи тень * И сон, дневных трудов награда, * В то время для меня влачатся в тишине * Часы томительного бденья: * В бездействии ночном живей горят во мне * Змеи сердечной угрызенья; * Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, * Теснится тяжких дум избыток; * Воспоминания безмолвно предо мной * Свой длинный развивают свиток; * И с отвращением читая жизнь мою, * Я трепещу и проклинаю, * И горько жалуюсь, и горько слезы лью, * Но строк печальных не смываю.
В черновом варианте стихотворения было еще 20 строк, которые при публикации Пушкин отбросил. В них раскрывалось точное до деталей содержание воспоминаний, давались намеками указания на реальных прототипов и пр. Отбросив эти подробности, Пушкин сделал свое стихотворение более обобщенным и общезначимым. Таким образом, значимость и философский, хотя бы до некоторой степени, характер стихотворения были в самой авторской установке, к этому Пушкин явно стремился, о чем и говорит сокращение текста при его издании. Интересно, что Лев Толстой, особенно любивший «Воспоминание» , воспринимал его не как слово о Пушкине только, но и о нем, Льве Толстом. Для него, как и для многих других читателей Пушкина, это стихотворение будет иметь общечеловеческий и тем самым философский смысл и значение.
Этому общечеловеческому и философскому звучанию стихотворения не в малой мере и его язык, вся его приподнятая над бытом языковая атмосфера повествования. Язык «Воспоминания» не столь сгущенно-архаический, как язык «Пророка» , но тем не менее достаточно высокий и близкий державинскому. В стихотворении - книжно-приподнятые слова, слова: «смертного» , «стогны града» , «бденья» и др. Не менее книжные и не менее высокие по звучанию метафоры: «свой длинный развивает свиток» , «змеи сердечной угрызенья» и т. д. У Пушкина все это приметы того языка, который должен выразить поэтическую мысль не индивидуального, а общего значения.
* Когда для смертного умолкнет шумный день
* И на немые стогны града
* Полупрозрачная наляжет ночи тень
* И сон, дневных трудов награда,
* В то время для меня влачатся в тишине
* Часы томительного бденья:
* В бездействии ночном живей горят во мне
* Змеи сердечной угрызенья;
* Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
* Теснится тяжких дум избыток;
* Воспоминания безмолвно предо мной
* Свой длинный развивают свиток;
* И с отвращением читая жизнь мою,
* Я трепещу и проклинаю,
* И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
* Но строк печальных не смываю.
В черновом варианте стихотворения было еще 20 строк, которые при публикации Пушкин отбросил. В них раскрывалось точное до деталей содержание воспоминаний, давались намеками указания на реальных прототипов и пр. Отбросив эти подробности, Пушкин сделал свое стихотворение более обобщенным и общезначимым. Таким образом, значимость и философский, хотя бы до некоторой степени, характер стихотворения были в самой авторской установке, к этому Пушкин явно стремился, о чем и говорит сокращение текста при его издании. Интересно, что Лев Толстой, особенно любивший «Воспоминание» , воспринимал его не как слово о Пушкине только, но и о нем, Льве Толстом. Для него, как и для многих других читателей Пушкина, это стихотворение будет иметь общечеловеческий и тем самым философский смысл и значение.
Этому общечеловеческому и философскому звучанию стихотворения не в малой мере и его язык, вся его приподнятая над бытом языковая атмосфера повествования. Язык «Воспоминания» не столь сгущенно-архаический, как язык «Пророка» , но тем не менее достаточно высокий и близкий державинскому. В стихотворении - книжно-приподнятые слова, слова: «смертного» , «стогны града» , «бденья» и др. Не менее книжные и не менее высокие по звучанию метафоры: «свой длинный развивает свиток» , «змеи сердечной угрызенья» и т. д. У Пушкина все это приметы того языка, который должен выразить поэтическую мысль не индивидуального, а общего значения.