1. Каково символическое значение СОЛНЦА?
2. Что такое «старость»? Когда человек превращается в старика?
3. Что такое «молодость»? Когда человек теряет молодость?
4. Какова палитра рассказа?
5. Девушка — достойный продолжатель «старого поколения»? А сын дедушкин, Степан?
6. Как вы считаете, концовка рассказа — это победившая тьма или прозрение? Кто здесь проигравший? Побеждённый? Или победитель?
В рассказе Шукшина "Солнце.старик и девушка"
1. Дата написания: стихотворение написано в 1920 году.
2. Основная тема: русская береза – символ родины, русской души (не зря Рождественского относят к «младшим акмеистам»: все образы точные и «земные»).
3. Смысл названия: Название есть символ. Автор выносит символику в название с целью акцентировать на ней внимание с самого начала.
4. Лирический сюжет и его движение: лирический сюжет представляет собой несколько крупных планов, последовательно друг друга сменяющих.
5. Композиция: двухчастная. Первые три строфы организуют первую часть композиции: описание березы как образа России, русской души. Вторая часть композиции заключена в последних двух строфах: отношение русского человека к березе как к образу-символу русской земли, русской души.
6. Основные настроения, тональность: настроения оптимистические, тональность мажорная.
Автор основным приемом делает олицетворение: «Береза зеленые косы7. Ведущие лейтмотивы: родина, русская душа, стойкость русского характера, умение преодолевать жизненные перипетии русским человеком.
8. Лирический герой, его своеобразие: лирический герой есть сам автор. Свои переживания, мысли автор выражает при лирического героя.
9. Позиция автора (восторг, негодование,грусть): жизнеутверждение: что бы ни случилось, все неприятности переживет русский человек, да и сама Россия.
10. Музыка стихотворения: организована ритмикой, ассонансом.
11. Ритм, размер: ритм строится на чередовании ударных и безудрных слогов, относительно постоянен. Размер: трехсложный, амфибрахий.
12. Лексика, языковые средства выразительности:
Развесила», «белое платье одета, В сережках, в листве кружевной, встречает горячее лето», «Дождинки стряхнув, улыбнется береза - и вновь весела».
Также присутствуют сравнения: «в шуме березы есть что-то от русской души»; метонимии: сережки березы, горячее лето; метафоры: в листве кружевной, зеленые косы, в белое платье одета; эпитеты: наряд чудесен, задумчивых песен.
13. Поэтический синтаксис организуется двусоставными предложениями в первой части композиции и использованием безличных предложений во второй части (это показать отношение всего народа к символу русской души, родины - березе).
14. Звукопись: организуется постоянством и обилием гласных «о», «а», что придает тексту напевность, добавляет лиричности повествования, придает ноту размышления.
15. Идея стихотворения выражается в образе-символе: береза-символ родины.
16. Звучание стихотворения в наши дни: актуально, ведь тема родины, русской души не может потерять актуальность.
Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
Шекспировский герой стал пламенным выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание искусства древнего мира, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и неба.
Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в «потусторонний мир» , и обратились к человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями.
Трагедия “Гамлет” – “зеркало”, “летопись века”. В ней отпечаток времени, в которое не только отдельные личности – целые народы оказались как бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, - феодальные отношения, уже в настоящем и впереди – буржуазные отношения; там – суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но и всемогущество золота. Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду куда свободнее, но и произволу стало вольготней.
Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принц Датский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
“Гамлет” наполнен столь глубоким философским содержанием, в трагедии дана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такие грандиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя, заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки и созвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох.