1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
А) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма
2. Композиция - это:
а) последовательность событий и действий; б) движение произведения от завязки до развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
3. Описание автором собственной жизни называется …
а) жизнеописанием; б) автобиографией; в) портретом.
4. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?
А) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева
5. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
А) повесть; б) стихотворение; в) поэма
6. Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…
А) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке
7. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?
А) за время встречи с грузинкой; б) за ночь бегства из монастыря; в) за возможность попасть на родину
8. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?
А) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» г) «Береги честь смолоду»
9. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
А) контраст; б) преувеличение; в) сопоставление
10. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?
А) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка
11. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?
А) герои остались вместе; б) у героини родился ребенок; в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены
12. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)
А) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины
13. По фамилиям героев назовите произведение: Правдин, Скотинин, Стародум, Вральман, Софья, Митрофанушка, госпожа А) «Ревизор»; Б) «История одного города»;В ) «Недоросль»
14. Что такое литературные жанры?
а) группы произведений внутри литературных родов, отличаю¬щиеся общностью формальных и содержательных признаков;
б) результат формальной классификации литературных произ¬ведений по разным признакам;
в) это то же самое, что литературные роды.
в наш жесткий век так мало нежности и доброты, что лишний раз хочется вспомнить о важнейших человеческих ценностях: милосердии, уважении к друг другу, любви к близким и вечной борьбе между добром и злом. многое зависит от самого человека. каким он захочет стать, таким и станет. будет совершать злые поступки - станет злым, будет нести людям добро - добрым. об этом речь идет в рассказе л.петрушевской «котенок господа бога».
итак, сказка о котенке. почти у каждого в доме есть котята, их любят, с ними играют, но редко кто задумывается над тем, что они тоже творение господа бога. оказывается, что “котенка снарядил на белый свет сам господь и в этом нет ничего удивительного. мир принимает очередное посланное богом существо, мир продолжает жить как прежде и все же… каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет? поэтому образ котенка у петрушевской символичен. это своеобразный символ испытания на человечность, на порядочность.
Сон героя, введенный в повествование, – излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин». Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий. В бессилии Татьяна падает в снег, медведь «проворно /Ее хватает и несет» в избушку, полную демонических чудовищ. Сон Татьяны является «вещим». Он предсказывает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество). Во сне Татьяна, встав на «дрожащий гибельный мосток», переходит через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток – это тоже в символической форме открывает ее будущее. Героиню ждет перевод в новое жизненное состояние, в новое качество. Шумящий, клубящийся волной поток, «не скованный зимой», символизирует в этом сне юность героини, ее девические мечтания и забавы, любовь к Онегину. Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. Кроме того, Онегин пока еще для Татьяны загадка, он окружен неким романтическим ореолом. И в этом смысле он не только «чудовище», он – «чудо». Еще и поэтому герой во сне окружен причудливыми существами. Сон Татьяны является вставным эпизодом в романе. Он «предсказывает» дальнейшее развитие событий в произведении, создает атмосферу тревоги, заставляет читателей сопереживать героям наиболее полному раскрытию основных характеров. Сон – это раскрытая книга, в которой мы читаем и понимаем душевное состояние Татьяны, полное тревоги и предчувствия чего-то неизбежного и трагического. Вещий сон показывает привязанность девушки к русскому, настоящему, а не к французским романам, в которых рассказывается об идеальной любви. Здесь сон – это зеркало, отражающее до мельчайших деталей происходящее в реальном мире.
Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он композиционно расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово «сон»: