1. Кто из поэтов-классиков ХIХ века ближе всего Твардовскому по характеру литературно-общественной деятельности? Каковы жанровые и стилевые параллели между творчеством этих двух поэтов?
2. С какими словами рифмуются в «Книге про бойца» имя и фамилия главного героя? Какие из этих рифм передают отношение автора к своему герою и определяют масштаб художественного обобщения в образе Теркина?
3. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? Как зовут разных Теркиных?
4. Какие фрагменты «Василия Теркина» посвящены бытовым подробностям жизни на войне? Как проявляется в этом внимании к окопному быту отношение автора и его героя к войне?
5. Каким из принадлежащих Теркину предметам одежды даны в поэме следующие развернутые описания?
а) Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая, —
Кому не дорога!
б) Тот, в котором жизнь проводишь,
Не снимая, — так хорош! —
И когда ко сну отходишь,
И когда на смерть идешь...
Какими принципами руководствуется автор, отбирая необходимые для воссоздания бытового армейского фона детали?
6. Найдите в тексте «Василия Теркина» такие примеры использования тропов и стилевых фигур, когда благодаря иносказанию на героя переносятся общие признаки воюющего народа.
7. Попробуйте коротко описать боевой путь Теркина: когда и где происходит его боевое крещение, каковы важнейшие этапы его фронтовой биографии, где Теркин встречает окончание войны? Каковы принципы построения сюжета «Книги про бойца»?
8. Какова степень композиционной самостоятельности отдельных глав «Василия Теркина»? Как вы объясните такой принцип композиции книги? Каким образом главы связываются друг с другом?
9. Каким образом автор определяет свое отношение к герою? Каково место образа автора в поэме?
10. Как организована строфа текста в «Василии Теркине»? Как эти особенности связаны с содержанием книги?
11. В каких главах «Василия Теркина» стилистика жизнеподобия сочетается с приемами художественной условности?
Когда герои узнают, что к ним приедет ревизор, они стараются навести порядок в делах, хотя в реальной жизни относятся к ним халатно и безалаберно. Комедия «Ревизор» – это гневная сатира на чиновничество Руси. Автор осуждает не только чиновников, но и дворян. Этих людей он называет сплетниками и бездельниками, среди них Бобчинский и Допчинский. Купечество также нечестное, полицейские ведут себя несправедливо: они могут обидеть даже того, кто прав. Этот произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. Сколько несправедливости! Арестанты практически не получают пищу, кругом воровство, и цель чиновников – нажиться на чужом горе. Эти образы Гоголь демонстрирует в своей комедии и мы понимаем, какие пороки существовали в царской России.
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
• Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).
Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.
- Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но жалеет,
- Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут».
- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя.