1.Кто по профессии был Ерназар? А. продавец В. пастух С. скотовод Д. безработный 2. Что случилось в степи? А. дождь В. град С. джут Д. потоп 3. Что старуха достала из сундука и сварила? А. лошадиный тостик В. коровий хвостик С. баранье ушко Д. лошадиное брюшко 4. Что Ер-Тостик взял с собой в дорогу на поиски братьев? А. железную стрелу, деревянную палку, резиновые сапоги В. деревянную стрелу, железную палку, железные сапоги С. железную стрелу, деревянную палку, деревянные сапоги Д. железную стрелу, железную палку, железные сапоги 5.Когда братья заблудились и потеряли весь скот, кто остался от табуна? А. белый баран В. черный конь С. рыжая кобыла Д. серый козел 6. Как звали самую младшую дочь хозяйки юрты? А. Кенжекей В. Бекторы С. Ак-Тюс 7. Остановился ли Ерназар на ночлег в урочище Соркудук? А. да В. нет 8. Что отдал Ерназар Бабе Яге? А. нож В. точилку С. спички Д. кость 9. Кто смог поймать Шалкуйрыка? А. Кенжекей В. Ерназар С. Ер-Тостик Д. джигиты 10. Что случилось с Ер-Тостиком и Шалкуйрыком ? А. провалились в подземное царство змеиного хана Баны В. заблудились в степи С. провалились в подводное царство Д. их поймала Баба-яга и связала 11. Кто встретился на пути Ер-Тостика по дороге к Темир -хану? А. Ветер-богатырь, Всевидящий глаз,Чуткий вор, Богатое Ухо, Гороглотатель,Озерокат В. Вор-богатырь, Ветроног, Чуткое ухо, Горокат, Озероглотатель, Всевидящий Глаз С. Чуткий Ветер, ухо-Богатырь, Вор, Большегор, Озерокат, Чуткий Глаз 12. Сколько нитей должно было остаться, чтобы уцелел конь Ет-Тостика? А. одна В. две С. три 13. Как Темир-хан решил уничтожить Ер-Тостика и его богатырей? А. увезти в лес и убить В. сжечь в сарае из толстого железа С. связать и утопить 14. В чем была смерть Шоин-Кулака? А. В яйце В. в цыплятах С. утке Д. в зайце 15. Что указало на счастливое возвращение Ер-Тостика? А. развязанный платок и родившийся верблюжонок В. убежавший конь и потерянный платок С. родившийся жеребенок и перевязанный платок
Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа. И в заключительной главке «Левши» Лесков сбрасывает маску простодушного и малограмотного повествователя, сразу перенося читателей из времени Левши в современность (рассказ был создан в 1881 г.): «Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря .на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя.
Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он; интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно». Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».
Описывая их быт и привычки, Толстой раскрывает перед нами настоящую суть их жизни, и история об обороне Севастополя из официальных военных сводок превращается в творящуюся на глазах у читателей историю, в которой раскрываются человеческие судьбы.
Описывая военные действия глазами простых людей, Толстой заставляет читателей полностью прочувствовать действительную картину военной жизни. В этом и основная заслуга Толстого, как выдающегося писателя, он не просто со знанием дела описывает войну, он, прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.
Это обусловлено тем, что Толстой специально выбрал лаконичный и сухой стиль повествования, и в рассказе не встречаются восторженные восклицания и прямое выражение восхищения - простота рассказа еще больше удивляет читателей. Свое мастерство Толстой сумел воплотить и в таком небольшом очерке, опубликованном в статусе статьи.