Александр сергеевич пушкин (1799-1837) – великий поэт, прозаик, драматург. автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов «евгений онегин», «дубровский», известных поэм «руслан и людмила», «кавказский пленник», повести «пиковая » и многих других, а также сказок для детей. ранние годы александр сергеевич пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в москве в семье нетитулованного дворянского рода. прадедом поэта по матери был африканец абрам петрович , являвшийся воспитанником и слугой царя петра i. в семье, кроме александра сергеевича было еще несколько детей — сын лев и дочь ольга. с 1805 по 1810 год пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе захарове. именно бабушка наняла арину родионовну яковлеву, няню, которую так полюбил юный пушкин. образование и начало творческого пути в 1811 году пушкин учился в царскосельском лицее. в биографии пушкина важно выделить, что впервые его стихи появляются в печати в 1814 году, в журнале «вестник европы», где публикуется его стих «к другу-стихотворцу». в этот же период поэта принимают в общество «арзамас». вольтер и эварист парни были любимыми авторами юного пушкина. на дальнейшее творчество молодого пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков , как батюшков, жуковский, фонвизин и радищев. пушкин оканчивает лицей в 1817 году, и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в коллегию иностранных дел. творчество поэта в 1819 году пушкина принимают членом -театрального сообщества «зелёная лампа». в этот же период он активно работает над поэмой «руслан и людмила» (1820). в 1821 году пушкин пишет поэму «кавказский пленник», которая делает его одним из величайших среди современников. через год начинается работа над «евгением онегиным» (1823-1832). в 1832 году поэт задумывает создать роман о временах пугачевщины, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание. после всех этих путешествий, осенью 1833 года пишет « пугачёва» и «песни западных славян», а также поэмы «анджело» и «медный всадник», начинает работу над повестью «пиковая ». в это же время пушкин начинает работу над романом «дубровский», в котором главному герою приходится стать разбойником. ссылки политическая лирика пушкина 1817—1820 гг. («вольность», «к чаадаеву», «деревня») вызвали гнев александра i, и александ сергеевич мог быть сослан в сибирь. только стараниям и влиянию карамзина, жуковского и крылова ссылки в сибирь удалось избежать. так, в мае 1820 г. пушкин, под видом служебного перемещения, выслан на юг россии. во время южной ссылки ссылки пушкин увлекся творчеством байрона. в одном из своих писем пушкин иронически отозвался о религии. письмо перехватили и донесли александру i. результатом стало увольнение пушкина со службы и его вторая ссылка, в село михайловское (1824—1826). личная жизнь в 1830 году пушкин сватается к наталье гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года пушкин и гончарова венчаются в москве. весной молодожены переезжают в царское село, где снимают дачу. в 1836 году в семье было уже четыре ребенка. последние годы жизни важно заметить, что в биографии александра пушкина после повышения его в чин камер-юнкера, он принимает решение покинуть службу и подает в отставку. положение поэта выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «медный всадник»). в 1834 году пушкин дописывает повесть «пиковая », которую немедленно отсылает в журнал «библиотека для чтения». за повесть он получает высокий гонорар, но решить финансовые вопросы так и не удается. в 1836 году александр сергеевич пушкин решает издать журнал «современник». однако популярностью у публики журнал не пользуется. в четвёртом томе этого журнала был впервые напечатан роман «капитанская дочка». ивозраста четырех лет. вспоминая это время, пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. как раз в это время в москве произошло последнее землетрясение. тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча пушкина с александром i. пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям. поэт участвовал в двух десятках дуэлей. в большинстве поединков друзьям александра сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. первая дуэль произошла, когда пушкин был еще лицеистом. последняя 21-я дуэль оказалась для него роковой.
Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и горцев нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы". В повести "Фаталист" также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель критического мышления Запада. Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос "Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок? " Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть "странный отпечаток неизбежной судьбы". Но "Фаталист" все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя. Печорин являет собой продолжение традиции, изображения "лишних людей". Понятие "лишних" людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их "социальную ненужность". Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом. Но Печорин отличается от других "лишних" людей совмещением психологических переживаний. В "Думе" Лермонтов написал точные строки: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом". Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман "Герой нашего времени" актуален и сейчас.
Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и горцев нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы". В повести "Фаталист" также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель критического мышления Запада. Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос "Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок? " Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть "странный отпечаток неизбежной судьбы". Но "Фаталист" все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя. Печорин являет собой продолжение традиции, изображения "лишних людей". Понятие "лишних" людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их "социальную ненужность". Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом. Но Печорин отличается от других "лишних" людей совмещением психологических переживаний. В "Думе" Лермонтов написал точные строки: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом". Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман "Герой нашего времени" актуален и сейчас.