.1. Н.В.Гоголь вслед за А.С.Пушкиным продолжил тему "маленького человека." Как вы думаете,кто такой маленький человек"? Докажите примерами из текста, что Башмачкин и есть тот маленький"человек. 2. Как сослуживцы относились к А.А. Башмачкину? 3. Как Башмачкин добывал деньги на новую шинель,почему мечта о шинели вытеснила все другие занятия? 4.Что случилось с Башмачкиным,когда он возвращался с вечеринки? Почему он не сопротивлялся? 5.Кто такой в повести "значительное лицо",почему умирает Башмачкин? 6. Чем заканчивается повесть "Шинель"? 7. Какие проблемы поднимает автор в повести? Актуальны ли они в наше время? (Свою точку зрения аргументируйте.)
У Уральских гор жили Настасья с мужем Степаном. Внезапно Настасья овдовела и у нее на руках осталась маленькая дочь и сыновья. Старшие дети матери, а дочка была еще совсем крохой и чтобы она не мешала, Настасья давала ей играть с малахитовой шкатулкой - подарком на свадьбу от самой Хозяйки Медной горы, полной самоцветами. Но они Настасье не подходили: то мочки ушей опухали, то пальцы отекали. Дочка Танюшка очень полюбила украшения и не расставалась с ними. Настасья, опасаясь, что драгоценности на дочери привлекут воров, спрятала шкатулку. Но Танюша ее нашла и уже тайком примеряла драгоценности.
Однажды нищенка, пришедшая напиться, попросилась в дом Настасьи на постой, предложив взамен научить Танюшу вышивать прекрасные гобелены. Выучив девочку, нищенка исчезла, оставив Танюше пуговку, чтобы та, в любой момент, могла позвать свою наставницу в рукоделии. Время шло, Танюша выросла красавицей и рукодельницей. Вышивание стало приносить доход, и семья зажила богато, но тут у них сгорает дом и Настасья продала все драгоценности, что бы выжить. Их купила жена приказчика Паротя, но носить не смогла по той же причине, что и Настасья.
Молодой барин Турчанинов прибыл из Петербурга ознакомиться с уральским имуществом. Увидев у любовницы малахитовую шкатулку с драгоценностями, решил встретиться с прежней хозяйкой. Так и познакомились Танюша и барин Турчанинов. Барин без памяти влюбился в Танюшу и, выкупив шкатулку у своей любовницы, в знак любви подарил те самые драгоценности, которые с детства любила девушка. Танюша соглашается стать его невестой при условии, что барин представит ее с императрицей и это произойдет в малахитовых палатах дворца.
Турчанинов уезжает подготовить встречу и ему удается это. Барин вызывает Танюшу в Петербург. Танюша нарядилась и надела все драгоценности на себя, а чтобы встречные не ослепли от восхитительной красоты самоцветов, накинула на себя старенькую шубку. Турчанинов, ожидавший Танюшу на ступенях дворца, увидел ее бедный наряд и решил сбежать, чтобы не позориться перед Питерским бомондом, ведь он расписал им свою невесту очаровательной красавицей, а к нему идет нищенка. Танюша скинула шубку и оставила ее у придворной челяди. Она, прекрасная и сияющая, отправилась прямиком в малахитовые палаты. Но так как императрица ожидала ее совсем в другом зале, в малахитовых палатах ее никто не ждал.
Почувствовав себя обманутой и униженной, Танюша шагнула в малахитовую колонну и исчезла в ней. Драгоценные украшения не смогла войти в малахит, да так и остались висеть на колонне. Никто не мог их оторвать от нее, а с тех пор на Урале стали являться людям две хозяйки Медной горы.
http://www.allsoch.ru/bazhov/malahitovaya_shkatulka/Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин активно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает животные инстинкты: один откусывает у другого орден и немедленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомости ». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет сатирику показать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, бес ми, жалкими существами. Единственным для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!». По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслуживать их генеральскую надобность.
Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за покорность, за забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генералам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной» . Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салтыков — Щедрин не может согласиться. Мужик демонстрирует невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самоуважения, холопскую преданность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», — пишет автор.
Генералы неблагодарны: их за все получает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печальное, что большего он и не требует. С сарказмом говорит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли...»
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто отношения отдельно взятых генералов и мужика — он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господствующую верхушку общества бесправным народным массам.
Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями. Восхищает мастерство сатирика, с которым он сумел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах.