Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство. Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки. Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отбрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню. Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы. Николай Васильевич Гоголь родился в Украине в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Детство и юность Гоголя в деревне Васильевка. По вечерам молодежь собиралась послушать рассказы о старом времени, о чудесах. «Тут-то бывали настоящие «вечера на хуторе» , которые Николай Васильевич.. . поместил близ Диканьки, тут-то он видал этих неистощимых балагуров, этих оригиналов и деревенских франтов, которых изобразил потом» , — утверждал первый биограф Гоголя, украинский писатель Пантелеймон Кулиш. В повести «Ночь перед Рождеством» автор с фантастических приемов изобразил реальную жизнь украинского народа, с ее радостями и печалями, весельем и заботами, мечтами и переживаниями. Следуя традициям народного творчества, Гоголь изображает жизнь своих героев в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой, невежеством, хитростью и жадностью. Эти отрицательные, враждебные народному характеру черты автор воплощает в сказочных образах черта, ведьмы и другой нечистой силы. Они предстают в повести на фоне реального украинского быта: у Солохи в хате валяются пустые мешки, кум и богатый казак Чуб бродят по заснеженной улице в поисках шинка, молодежь колядует под окнами и поет веселые песни. Ведя упорную и непреклонную борьбу с природой и враждебными силами, народ испытывает потребность приукрасить и возвеличить эту борьбу. Поэтому образы сказочных героев и рассказы об их похождениях пронизаны юмором. Лукавая и лицемерная Солоха превращается в ведьму, а находчивому и энергичному Вакуле противопоставлен хитрый, но незадачливый черт. В образах отрицательных персонажей повести нет ничего мистического, их похождения вызывают не страх, а веселый, добродушный смех. Так, например, вполне обыденно описано появление на небе ведьмы: «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на помеле» . Сказочные персонажи гармонично вплетаются в создавшую их вольную народную жизнь и наполняются всеми ее богатыми красками. Ведьмы и черти часто вмешиваются в повседневную жизнь героев. И люди даже заставляют нечистую силу служить им, устранять препятствия на их пути к счастью. Жизнерадостным, добрым чувством наполнена вся повесть. Гоголь создает прекрасную сказку, в которой изображает жизнь такой, какой она должна быть и какой представляется народу в его мечтах.
Хлестаков, персонаж бессмертной комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" - человек невеликого ума. "Несколько приглуповат", "без царя в голове", "говорит и действует без всякого сооображения" - так характеризовал его сам автор. Поэтому неудивительно, что колежский регистратор из Санкт-Петербурга не сразу догадался, что в уездном городе Эн его принимают за персону значительно более высокого чина.
Когда прямо из гостиницы, из которой он не мог уехать, потому что нечем было заплатить за номер и еду, он попадает в дом городничего и ему все начинают наперебой угождать, Хлестаков даже не думает, с чего бы это. Он просто пользуется удобным случаем и берет то, что само плывет к нему в руки.
С городничим и чиновниками города Эн Хлестаков ведет себя развязно и фамильярно. То, что ему угождают и предлагают деньги, он воспринимает как должное. Это и вводит в заблуждение городских чиновников, и те убеждают себя в том, что Хлестаков - тот самый ревизор, которого они ждали.
И только в 8 явлении 4 действия Хлестаков начинает что-то подозревать:"Мне кажется, однако ж, что они меня принимают за государственного человека."
К этому моменту Хлестаков набрал якобы взаймы немало денег: "Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот... Ого! За тысячу перевалило."
Уже после этого к Хлестакову приходят просители - купцы. Хлестаков уже понимает, что его принимают за другого, но отказаться от дармовых денег не может. "Нет, вы этого не думайте: я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять." Берет пятьсот.
В следующих явлениях Хлестаков ухлестывает за дочерью и женой городничего, причем обеим признается в любви и просит руки у каждой (при том, что жена городничего вообще-то замужем). Городничий соглашается выдать за него дочь. Понятно, что жениться Хлестаков не собирается - его слуга Осип уже пакует вещи и запрягает самых быстрых коней. Хлестаков успевает скрыться незадолго до приезда настоящего ревизора.
Хлестаков, персонаж бессмертной комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" - человек невеликого ума. "Несколько приглуповат", "без царя в голове", "говорит и действует без всякого сооображения" - так характеризовал его сам автор. Поэтому неудивительно, что колежский регистратор из Санкт-Петербурга не сразу догадался, что в уездном городе Эн его принимают за персону значительно более высокого чина.
Когда прямо из гостиницы, из которой он не мог уехать, потому что нечем было заплатить за номер и еду, он попадает в дом городничего и ему все начинают наперебой угождать, Хлестаков даже не думает, с чего бы это. Он просто пользуется удобным случаем и берет то, что само плывет к нему в руки.
С городничим и чиновниками города Эн Хлестаков ведет себя развязно и фамильярно. То, что ему угождают и предлагают деньги, он воспринимает как должное. Это и вводит в заблуждение городских чиновников, и те убеждают себя в том, что Хлестаков - тот самый ревизор, которого они ждали.
И только в 8 явлении 4 действия Хлестаков начинает что-то подозревать:"Мне кажется, однако ж, что они меня принимают за государственного человека."
К этому моменту Хлестаков набрал якобы взаймы немало денег: "Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот... Ого! За тысячу перевалило."
Уже после этого к Хлестакову приходят просители - купцы. Хлестаков уже понимает, что его принимают за другого, но отказаться от дармовых денег не может. "Нет, вы этого не думайте: я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять." Берет пятьсот.
В следующих явлениях Хлестаков ухлестывает за дочерью и женой городничего, причем обеим признается в любви и просит руки у каждой (при том, что жена городничего вообще-то замужем). Городничий соглашается выдать за него дочь. Понятно, что жениться Хлестаков не собирается - его слуга Осип уже пакует вещи и запрягает самых быстрых коней. Хлестаков успевает скрыться незадолго до приезда настоящего ревизора.