Во второй половине XIX века сохранялось сословное деление общества. Оно делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей. Но с развитием капитализма сословная принадлежность постепенно теряла свою общественную значимость. Все большее значение приобретала классовое положение людей. Шло формирование буржуазного общества с двумя его основными классами – буржуазией и пролетариатом. Наряду с буржуазией и пролетариатом, существовали и основные классы феодального общества – помещики и крестьяне. Изменился состав и российской интеллигенции. Раньше ее ряды пополнялись в основном за счет дворян. Но все изменилось после отмены крепостного права и реформ 60-70-х годов, сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и сословий. Численностьинтеллигенции стала расти за счет разночинной молодежи.Часть интеллигенции начинает продвигать собственную идеологию, получившую название «народничество» и направленную на выработку национальной модели некапиталистической эволюции, постепенную адаптацию большинства населения к условиям модернизации хозяйства и «сближение» с народом в поиске своих корней. В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное и радикальное. Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.
«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.
Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба» .
Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.
Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.
Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа — князя Петра.
Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши) , Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя» . Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя» . Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.
После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.
Во второй половине XIX века сохранялось сословное деление общества. Оно делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей. Но с развитием капитализма сословная принадлежность постепенно теряла свою общественную значимость. Все большее значение приобретала классовое положение людей. Шло формирование буржуазного общества с двумя его основными классами – буржуазией и пролетариатом. Наряду с буржуазией и пролетариатом, существовали и основные классы феодального общества – помещики и крестьяне. Изменился состав и российской интеллигенции. Раньше ее ряды пополнялись в основном за счет дворян. Но все изменилось после отмены крепостного права и реформ 60-70-х годов, сделавших образование более доступным для представителей всех чинов и сословий. Численностьинтеллигенции стала расти за счет разночинной молодежи.Часть интеллигенции начинает продвигать собственную идеологию, получившую название «народничество» и направленную на выработку национальной модели некапиталистической эволюции, постепенную адаптацию большинства населения к условиям модернизации хозяйства и «сближение» с народом в поиске своих корней. В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное и радикальное. Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.
Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба» .
Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.
Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.
Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа — князя Петра.
Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши) , Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя» . Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя» . Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.
После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.