1. Найдите в романе «Дубровский» экспозицию (гл. I) и определите её смысловую роль. Выделите в романе другие элементы сюжета:
завязку (событие, положившее начало столкновению, конфликту),
кульминацию (высшую точку в развитии действия в произведении),
развязку (заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта).
2. Найдите в гл. VIII—XI романа «Дубровский» использование ретроспекции и приём композиционного «разрыва» событий.
Какова роль этих авторских приёмов? ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
«К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия „издателей“ (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания — портреты, пейзажи, интерьеры — также являются композиционными элементами». (Словарь портала «Школа.LV».)
3. К какой главе романа «Дубровский» предпослан эпиграф?
Какова его смысловая роль?
В какие главы романа включены письма и песни героев? Какова роль этих композиционных элементов?
«Композиция в литературе — это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т. д.
Композиция — целостная система определённых форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого. Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования». (Словарь «Литературный глоссарий»: http://www.bukinistu.ru/kompozitsiya.html.)
4. Найдите в главах пейзажные описания Покровского, Кистенёвки и Арбатова.
Как в этих описаниях отразилась авторская позиция?
Найдите пейзажную зарисовку в эпизоде похорон Андрея Дубровского. Какую роль она играет в изображении внутреннего состояния Владимира Дубровского?
Выполните задание 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
5. Найдите в романе вставные рассказы Спицына и Глобовой. ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
«Композиция включает в себя следующие основные элементы:
выбор главных и второстепенных действующих лиц и определение их отношений (сопоставления, противопоставления и пр.), а также изображения их — статично или в развитии;
портреты героев изображения этих портретов;
изображение обстановки, условий жизни героев (окружение, интерьер, пейзаж);
последовательное спокойное развитие сюжета или же использование перестановок, инверсии при изложении событий;
жизненные итоги героев, развязка (романа, повести, рассказа и т. д.);
выбор деталей в том или ином описании или повествовании;
использование таких изобразительных средств, как аллегория, гипербола, антитеза, ритм».
6. Выпишите из романа всех персонажей и распределите их по смысловым группам:
главные — второстепенные, положительные — отрицательные, мужские — женские, старики — молодёжь — дети.
Какие из образов в этой системе находятся в отношениях образной антитезы?
сказка “дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. изображая народ, салтыков-щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долг. в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» щедрин изображает двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. это генералы-дармоеды, не принесшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую затем «за ненадобностью». щедрин разоблачает их паразитизм. генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки родятся в том самом виде, как нам их утром к кофию ».
сочувствуя угнетенному народу, щедрин выступил против самодержавия и его слуг. отерпение и безропотность.
кали тэклю выгнай лаурук, то яна не магла прыйсци у сябе. яна была вельми здзиуленая, што родны сыночак лаурук яе выгнау. кали яна пайшла да дому, з ёй магло здарыцца вось такое: "тэкля дайшла дадому и кали сустрэла суседак, яны пачали яе распрашваць, што да як. яна им ничого не адказала и пайшла у сваю хату. на вулицы быу ясны дзень. сонейка лашчыла яе сваими промнями. але тэкле было не да настау вечар, яна не паеушы, легла спаць. на наступны дзень, кали ужо стала святло, к ёй пастукалася суседка, але нихто не выйшау. тады яна зашла у хату и убычыла тэклю, якая ляжала на краваци. яна умерла. кали аб гэтым узнай лаурук, ён вельми захвалявауся, не вытрымал, и прыехау на пахароны сваёй матули.ён зразумеу, што трэба беранци сваих матуль.."