1. Назовите автора, чьё имя в этом ряду оказалось случайно. Приведите аргументы:
А. Блок, В. Маяковский, Р. Рождественский, И. Северянин, А. Ахматова, М. Цветаева.
2. Назовите стихотворный метр, лишний в этом ряду. Объясните:
Хорей, ямб, дактиль, дольник, анапест, амфибрахий.
3. Назовите произведение, которое в этом ряду оказалось случайно. Объясните.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Шаламов «Колымские рассказы», М. Булгаков «Белая гвардия», О. Мандельштам «Мы живем, под собою не чуя страны…»
4. «Я знаю, что книга моя несовершенна, что она не идет ни в какое сравнение с произведениями великих писателей Но тут дело не в слабости моего таланта. Дело в праве писателя писать правду, выстраданную и вызревшую на протяжении долгих лет». Кто и о какой книге говорит, расскажите об обстоятельствах этого письма.
5. Составьте ритмические схемы стихов Б. Корнилова: 1) ударный-безударный (стопы); 2) по Томашевскому- Холмогоову (икт – межиктовое Определите систему и размер.
Боже,
Ну кому доверил божий дар?
Умница, каких немного в мире,
Безобразник, черт его побрал…
И сидит,
Усы свои топыря,
И молчит усталый генерал.
За окном – огромна, неприятна –
Ходит ночь.
Обыден мир, не нов.
Огоньков мигающие пятна –
Это засыпает Кишинев.
6. Предположите, о каком русском поэте Борис Корнилов говорит в выделенных строках.
С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль; смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих «свинцовых мерзостях» , он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.
Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.
Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек - это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.
Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, - это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась,
а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.