1.Назовите писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин
Б) Д.И.Фонвизин
В) М.В.Ломоносов
Г) Г.Р. Державин
2.В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
А) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
Б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
В) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
Г) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
3. Соотнесите автора и произведение:
1.Н.А. Некрасов а) «Зреет рожь над жаркой нивой»2.И.С. Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»3.А.А. Фет в) «Нищий»4.А.П. Чехов г) «Железная дорога»5.М.Е. Салтыков- Щедрин
6.Л.Н.Толстой д) «Дикий помещик»е) «Хамелеон»
4. Соотнесите понятие и определение:
1. антитеза
а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении
2. былина
б) расположение, построение художественного произведения
3. гипербола
в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении
4. композиция
г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах
5. кульминация
д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления
5. Определите героя по портрету, укажите автора и название произведения:
«Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы».
6.Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд
7. Сюжет- это:
А) События произведения;
Б) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
В) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
8.Что успел сказать герой сказа Н. С. Лескова Левша перед смертью?
А)готовиться к войне
Б)найти английскую блоху
В)похоронить его на родине
Г)ружье кирпичом не чистить
9. Кто НЕ является героем произведения Б. Васильева «Экспонат №….»:А) Римма
Б) Анна ФедотовнаВ) Игорь Иванович Силантьев
Г) Алмазов Николай Евграфович
10.Назовите автора строк:
Зреет рожь над жаркой нивой,И от нивы и до нивыГонит ветер прихотливыйЗолотые переливы.Робко месяц смотрит в очи,Изумлен, что день не минул,Но широко в область ночиДень объятия раскинул.
Часть С. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение. Поразмышляйте в нём о понравившемся вам герое изученных в этом году произведений. Почему он вам понравился? Какие качества характера героя позволяют вам выделить его из ряда других?
В пьесе ,во многом следующей законам классицизма,есть конфликт ,бурное столкновение умного ,благородного ,свободолюбивого героя -Чацкого с окружающим его дворянством.
Каково же это дворянство в 1 действии комедии?
В 1 действии - и экспозиция ,и завязка пьесы .Мы видим дом Фамусова .Он богатый и просторный ( всем в нём есть место) Но дом скучен ,в нем не видно ,чем интересуется хозяин дома - знатный вельможа Фамусов ( фамилия говорящая - означает -"молва" -Фамусов не только говорлив .но и зависит от общественного мнения)
В 1 же действии появляется и Чацкий - главный герой пьесы ( его фамилия - намёк на Чаадаева -философа и бунтаря).Он передовой человек своего времени .Он обличает фамусовское общество ,и начинает это делать немедленно ,саркастично осведомляясь у Софьи о том ,как живут те ,кого оно раньше знал?
Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?( это о Фамусове)
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?( очень неуважительно о дядюшке Софьи)
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и в гостиных.(вездесущий "черномазенький")
А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?(автор опять высмеивает представителей фамусовского общества)
Родных мильон у них, и с сестриц
Со всей Европой породнятся.
А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: театр и маскерад;
Дом зеленью расписан в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.( опять критика и сарказм )
На бале, помните, открыли мы вдвоём
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щёлкал соловьём,
Певец зимой погоды летней.( фальшь)
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,( противник просвещения)
В учёный комитет который поселился,
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?( косность и невежество)
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест...
Чацкого раздражает пустота ,мелочность ,суетность ,невежество этого общества.
Таким оно предстаёт перед нами в 1 действии комедии.
2. Есть. Одна из них, преданность своему делу. Он давно мог бросить охоту за сокровищами, но, по своей сути, кроме них в его жизни мало что осталось. Он как брошенная собака мчится вперед, точно зная, что где то там его ждет конец. Так же в некой мере он испытывает отцовские чувства к своему пленнику, что до сих пор оставляет за ним право быть человеком.