1. Название стихотворения и его автор. Тема.( О чём?) Основная мысль. 2. Какую картину рисует поэт в своём стихотворении? (Детали картин, их цветовая гамма. Какие слова подсказали названные особенности изображения?) 3. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются (если это происходит) чувства от начала к финалу стихотворения? 4. Главные образы стихотворения. 5. Выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание. Их роль в создании образов, настроения. 4. Собственное отношение к стихотворению. Какие чувства вызывает стихотворение?
Стих А.Атнабаева Лес липовый… Вишневая гора… И улица, поросшая травой… И вьюг лихих морозная пора… Здесь я рожден. Здесь край родимый мой. Земля и воздух Этой страны – Вот то, что я узнать впервые смог. Здесь на земле мне и сейчас видны Следы моих босых ребячьих ног. И здесь мой дед до смертного конца В поту над пашней Гнулся вновь и вновь. Пусть не моя, Так моего отца Здесь пролита была когда кровь весь свет вдоль и поперек, Но все мои окольные пути Меня ведут Опять на тот порог, Откуда мне случилось вдаль уйти.
2. В своем стихотворении поэт рисует картину родного места, используя детали, соответствующие этой местности. Лес липовый и вишневая гора описаны как основные элементы ландшафта. Поэт передает их цветовую гамму путем использования таких слов, как "лихих морозная пора", что указывает на холодные, зимние оттенки. Улица, поросшая травой, создает образ природного пейзажа.
3. В стихотворении передается настроение радости от возвращения на родину и связи с прежними поколениями. Чувства автора меняются от начала до конца стихотворения - от радости и узнавания родной земли до осознания своих корней и привязанности к родному краю.
4. Главными образами стихотворения являются лес липовый, вишневая гора, улица поросшая травой, следы босых ребячьих ног, дед и отец поэта. Эти образы служат символами родности, связи с предками и родным краем.
5. В стихотворении используются различные выразительные средства. Эпитеты, такие как "лихих морозная пора" и "родимый мой", помогают создать яркую картину и передать настроение. Метафоры и сравнения не явно присутствуют в данном стихотворении. Синтаксические фигуры, такие как антитеза ("Пусть не моя, Так моего отца"), обращение ("Здесь я рожден", "Здесь на земле мне и сейчас видны") и восклицание ("Вот то, что я узнать впервые смог"), помогают усилить выражение чувств и создают эмоциональное настроение.
6. Личное отношение к стихотворению может быть разным у разных школьников. Возможные чувства, вызванные стихотворением, могут быть гордостью за свой родной край, теплотой и ностальгией по родным местам, пониманием связи с предками и узнаванием своих корней. Школьник может чувствовать приятное эмоциональное сопереживание и понимание стихотворения, связанное с родным краем.