1. « - это страстный призыв князей к объединению как раз накануне нашествия собственно монгольских полчищ» (к. маркс). встаньте в цитату название произведения:
а) «сказание о борисе и глебе»; б) «слово о полку игореве»;
в) «поучение» владимира мономаха; г) «повесть временных лет».
2. кто из героев «слова о полку игореве» «изронил золотое слово, со слезами
смешанное»?
а) ярославна, жена игоря б) святослав, князь киевский
в) всеволод, брат игоря г) сам князь игорь
3. что предвещало поражение игоря:
а) луч солнца; б) затмение солнца; в) луна.
4. значение «слова. . » велико:
а) своей отдаленностью во времени;
б) высотой культуры, ее самобытностью и народностью;
в) своим зорким взглядом в будущее.
5. карамзин противопоставляет главных героев – лизу и эраста:
а) описывая их внешность; б) рассказывая об их отношении к труду;
в) повествуя об их родителях.
6. эраст женился на богатой вдове, потому что:
а) благосостояние для него было важнее любви;
б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;
в) в армии проиграл свое имение и остался без средств.
7. фраза из «бедной лизы», ставшая крылатой:
а) «однако ж, лиза, лучше кормиться своими и ничего не брать даром»;
б) «и крестьянки любить умеют»; в) «смерть за отечество не страшна…».
8.эпитет «бедная» в названии произведения означает:
а) нищая; б) обездоленная; в) несчастная.
9. новаторство карамзина проявилось:
а) в обличении социального неравенства героев;
б) в осуждении паразитического образа жизни эраста;
в) в детальном изображении внутреннего мира героини.
10. анализу какого произведения посвящена статья и. а. гончарова «мильон терзаний»?
а) а. с. пушкин «евгений онегин»;
б) а. н. радищев «путешествие из петербурга в москву»;
в) а. с. грибоедов «горе от ума».
11. какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным?
а) завязка; б) кульминация; в) развязка г) эпилог
12. определите жанровую принадлежность произведения «горе от ума»:
а) комедия; б) трагедия; в) роман в стихах.
13. чем заканчивается «горе от ума»?
а) свадьбой героев; б) отъездом героя; в) смертью героя.
14. высказывание «и дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:
а) стародуму из «недоросля» б) чацкому из «горя от ума»
в) мужу татьяны из «евгения онегина» г) молодому солдату из «бородина»
15. что лежит в основе сюжета комедии «горе от ума»?
а) любовная интрига; б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»;
в) дуэль между чацким и фамусовым.
16. узнайте героя произведения «евгений онегин»:
легко мазурку танцевал
и кланялся непринуждённо…
а) ленский; б) онегин; в) дубровский.
17. как онегин узнает о любви татьяны?
а) ему рассказал ленский; б) из письма ольги; в) из письма татьяны.
18. кому пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?
а) матери; б) дяде; в) няне.
19. кому посвящено стихотворение «во глубине сибирских руд…»?
а) декабристам; б) императору александру; в) наталье гончаровой.
20. о каком памятнике говорит а.с. пушкин в одноименном стихотворении?
а) о памятнике петру первому; б) о своем наследии;
в) о памятнике державину.
21. укажите, к какому направлению относится роман а. с. пушкина «евгений онегин»:
а) классицизм; б) сентиментализм; в) реализм; г) романтизм.
21. назовите стихотворение, в котором бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”:
а) “пророк”; б) “узник”; в) “памятник”.
22. луна, как бледное пятно,
сквозь тучи мрачные желтела…- здесь:
а) аллегория; б) сравнение; в) антитеза.
23. выберите правильную последовательность смены одного направления другим:
а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм;
б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм;
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;
г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм
Бунин не идеализирует русскую природу. Он выбирает самый неблагоприятный момент для ее созерцания: угрюмый зимний закат «под небом мертвенно-свинцовым». Тоскливая картина дополняется ощущением одиночества и оторванности от мира. Если большинство русских авторов восторгается необъятными просторами родной земли, то Бунин видит в этом только безнадежность и обреченность. Мрачные сосновые леса поглощают остатки света. До ближайшего жилья бесконечные русские версты. В памяти читателя невольно возникают картины заблудившихся и замерзших в лесах одиноких путников.
Вместе с тем беспощадный реализм Бунина всегда имеет нотки оптимизма. Успокоение приносит «туман молочно-синий», который дает надежду и веру в счастливый исход.
Бунин, несомненно, горячо любил Россию. Его творчество после вынужденной эмиграции целиком проникнуто воспоминаниями об оставленной Родине. Просто эту любовь поэт сдерживал своим рассудком, тщательно анализировал ее.
Сочетание безграничной любви и резкой критики – непростое качество для русского писателя. Очень просто все отрицать и поносить или, наоборот, идеализировать. Гармоничное восприятие неприглядной действительности – вот истинная заслуга Бунина. Стихотворение «Родина» показывает русский пейзаж в негативных красках. Тем не менее от него становится теплее на душе. Читатель понимает, что родная природа все равно очень близка и понятна сердцу. Даже смерть на родных просторах краше, чем на чужбине. Смягчение резких оценок в финале стихотворения еще больше утверждают эту мысль.
Композиция
Стихотворение построено из двух строф. Первая целиком посвящена мрачному пейзажу. Вторая более оптимистична, она сглаживает неприятное впечатление от первой.
Размер произведения – четырехстопный ямб, рифма перекрестная.
Выразительные средства
В миниатюре используются развернутые эпитеты: «мертвенно-свинцовым», «молочно-синий». Очень выразительны олицетворения: «угрюмо меркнет… день», «туман… смягчает». Туман в то же время сравнивается с печалью. Поэт удачно использует оксюморон «снежная пустыня».
Бесконечность родных просторов подчеркивается повторением союза: «и нет конца…», «и далеко…».
Основная мысль стихотворения
Даже признавая печальный и тоскливый характер российской природы, Бунин находит место для светлых мыслей. Печаль и тоску отчаявшегося человека скрасить простой туман. Он не избавляет от опасности, но вносит в душу умиротворение и покой. Возможно, в образе тумана писатель предвидел России от грядущих бед революции и гражданской войны.