1. Обратите внимание на слова, которые используют соседи рассказчика. Выразительно прочтите их диалог.
2. Понимают ли они значение слов, которые употребляют в разговоре?
3. Как называются эти слова? Почему они непонятны участникам диалога?
Охарактеризуйте их происхождение, образование, уровень культуры.
4. С какой целью участники диалога произносят непонятные им слова?
Кем они хотят себя показать?
5. Выпишите иностранные слова из текста в рабочую тетрадь (их значение
объясняется в сносках).
6. Выпишите разговорные слова и выражения, фразеологизмы из рассказа.
7. Выпишите словосочетания, лишённые смысла.
8. С какой лексикой участники диалога смешивают иностранные слова?
Какую реакцию у читателей вызывает такое смешение?
9. Над чем вы смеялись, когда читали рассказ?
10. Подумайте, можно ли обойтись без иностранных слов?
11. Как называются рассказы, вызывающие у нас смех?
12. Читали ли вы прежде подобные рассказы?
Объяснение:
Автор называет кудесника вдохновенным, придавая образу важность и необычность. Кудесник стар и мудр. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, наполненой размышлениями о высоких богоугодных истинах. Он хорошо знает людей и удалившись от них, он думает о них. Знает весь доблестный путь князя Олега. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо. Кудесник смело отвечает князю, что он подвластен только Перуну, верховному божеству и страх перед земным владыкой ему не ведом. Он отказывается от предлагаемых ему даров, объявляя о своей независимости и свободе.
Безусловно, Пушкин наделил волхва некоторыми чертами поэта. Он имел в виду себя и подобных себе свободолюбивых поэтов.