1. Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Беседа по вопросам. Работа с текстом. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту. (глава 3)
Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской
Сеч(эпизод "Запорожец на дороге")
Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание? (эпизод "Поселение казаков")
В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство
вкладывается в эти слова? (душевная воля, вся Сечь представляла необыкновенное
явление).
2. Боевое товарищество казаков. Работа в группах.
Заполним таблицу тезисами из текста (по три примера)
Занятия казаков Взаимоотношения казаков
3. Сопоставление Остапа и Андрия. Работа в группах.
Пересказ 5 главы повести. Выписка тезисов.
4. Рефлексия.
А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации
возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь. Конечно, в Запорожской Сечи
многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у
всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют
споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем
безнравственных гуляк на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что
это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть
страх наказания. В этом случае речь уже не может идти о высоконравственных людях.
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый - на живом.
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!"
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет,-
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
«Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!"
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.
И вдруг голосок раздался:
«Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!» -
Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
«Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем...
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод -
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!.."
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик...
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:
«Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна -
Мой вересковый мед!" там где пропуск часть кончается и ещё это только моё мнение