1.Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов
композиции. [3]
2.Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других
персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным
окружением.
[3]
3.Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения
авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с
какой целью их использует
автор.
[3]
[9]
Эпизод из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
Так ты кусаться, окаянный? - слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай ее! Нынче
не велено кусаться! Держи! A... a!
Слышен собачий визг Очумелов Глядит в сторону и видит из дровяного склада
купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится
человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней
И, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.
Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные
физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается
Толпа. .
Никак беспорядок, ваше благородие!, - говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот
склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв
вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его
как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид
знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В
центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам
виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на
спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
По како му это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему
тут? Это ты зачем палец? Кто кричал!
Валентин Распутин написал свой рассказ «Уроки французского» в семидесятых годах столетия. С момента его опубликования минуло уже больше сорока лет, однако, читая этот рассказ, чувствуешь, что написан он будто специально для тебя или про тебя.
Почему «Уроки французского» актуальны и по сей день
Рассказ этот о молодой добросердечной учительнице Лидии Михайловне, которая прилагает все усилия, чтобы поддержать талантливого и мальчишку больного малокровием, который вынужден голодать, обучаясь в школе в райцентре. Она пытается его кормить, присылает ему продуктовые посылки, но ребенок горд и не принимает никакой
Тогда учительница идет на нарушение моральных норм и начинает играть с мальчиком на деньги.
Так как получаемые от игры средства мальчик якобы честно зарабатывает, он их принимает и начинает нормально питаться и покупать себе молоко для лечения.
Но директор школы застает учительницу и ее ученика за этим занятием, и, не разобравшись в мотивах молодой учительницы, увольняет ее с работы. Но, даже уехав на родину, она продолжает мальчику, присылая ему посылки. Вот такой урок доброты и мужества дает она своему ученику на уроках французского, урок, который позволил ему не чувствовать себя покинутым и ненужным, и который будет согревать его теперь всю жизнь.