1. Охарактеризуйте П. Куліша як громадського діяча. 2. Охаракиеризуйте П. Куліша як культурного діяча. 3. Яка історична доба описуеться у творі Чорна Рада? 4. Які композиційні особливості у творі Чорна Рада? 5. Складіть сенкан про П. Куліша.
Екатерина II после прочтения книги Александра Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву",назвала его "бунтовщиком,хуже Пугачёва".
Радищев правдиво описал в книге жизнь простого народа,тяготы крепостного права и отсталость России,развенчал ореол власти,осудил дворянство и самодержавие,призывал к изменениям в обществе,что Екатерина приравняла призыву к бунту.
Книгу выпустили анонимно,установив автора,императрица была шокирована.Радищев был "обласкан" властью,находясь при дворе он всегда прилежно нёс службу,имел награды,был из благородной знати.
Радищева арестовали ,книги изъяли и уничтожили,а смертный приговор заменили на ссылку в Сибирском остроге,с лишением всех чинов и дворянства.
В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру.
Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.
Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».
Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».
Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.
Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».
Екатерина II после прочтения книги Александра Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву",назвала его "бунтовщиком,хуже Пугачёва".
Радищев правдиво описал в книге жизнь простого народа,тяготы крепостного права и отсталость России,развенчал ореол власти,осудил дворянство и самодержавие,призывал к изменениям в обществе,что Екатерина приравняла призыву к бунту.
Книгу выпустили анонимно,установив автора,императрица была шокирована.Радищев был "обласкан" властью,находясь при дворе он всегда прилежно нёс службу,имел награды,был из благородной знати.
Радищева арестовали ,книги изъяли и уничтожили,а смертный приговор заменили на ссылку в Сибирском остроге,с лишением всех чинов и дворянства.
Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.
Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».
Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».
Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.
Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».