1. ответьте на вопрос «Мы все учились понемногу…» Чьё детство описано в этом отрывке? Назовите имя персонажа, автора и название произведения.
1. « В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В то время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с запасом вина и прованского масла.»
ответ
2. Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
ответ
3. « Родился он против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Ей предложили на выбор любое имя выбрать: Моккия, Соссия, Хоздазата…Развернули календарь в другом месте, опять вышли три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. Ещё переворотили страницу- вышли: Павсикахий и Варахасий. «Ну уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его…»
ответ
4. Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Mosieur l Abbe , француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
ответ
5. Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
ответ
2. «Я к вам пишу…» Определите, кто кому пишет.
1) Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас…
ответ
2) Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилаь жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…
ответ
3) « Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испугать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье бога буду молить…»
ответ
4) «Я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать...Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные..»
ответ
Вот две дороги, на распутье которых оказывается повзрослевший Петрусь! Вот та гроза, которая наконец-то разразилась в его душе! Или он, как древний бандурист, «несправедливо обиженный судьбою, подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью», или отъединится ото всех, как звонарь, замкнется в своей беде.
Дядя Максим для того и отправил Петруся в странствие в Почаев вместе со слепцами-нищими, чтобы, столкнувшись с тяготами настоящей жизни, музыкант открыл в себе еще один – главный – дар: сочувствия, сострадания, чтобы услышал музыку человеческого сердца, как слышали ее нежно любящие Петруся Эвелина, мать, дядя.
Пётр Павлович Ершов (1815 – 1869) промелькнул на небосводе русской литературы ярким метеором сказки “Конёк-Горбунок”. Сочинив её в юном возрасте, писатель сразу был принят в круг петербургских писателей, которые оценили его талант. Однако дальнейшие обстоятельства жизни не позволили Ершову далее реализовать свой творческий потенциал. Ершов был вынужден покинуть Санкт-Петербург, ему пришлось оплакивать утрату многочисленных родственников и детей. Удивительно, что в таких условиях Пётр Павлович не утратил жизненной энергии и смог внести большой вклад в развитие школьного образования в Тобольске и губернии. А “Конёк-Горбунок” всегда будет шедевром русской детской литературы. 1. Пётр Ершов родился в селе Безруково Тобольской губернии в семье станового исправника. Это был довольно высокий полицейский чин – исправник возглавлял органы правопорядка и был членом суда в нескольких уездах, объединённых в полицейский округ. В условиях Сибири это могли быть десятки тысяч квадратных километров территории. Минусом профессии были постоянные переезды. Однако Павел Ершов сделал неплохую карьеру, и, пока его сыновья закончили гимназию, он выслужил перевод в Санкт-Петербург. Мама будущего писателя Ефимия была родом из купеческой семьи. 2. Регулярное образование Ершов начал получать, когда семья жила в крупном селе Берёзове. Там Пётр два года посещал уездное училище. 3. В гимназии Пётр и его старший брат Николай учились в Тобольске. Гимназия эта была единственной на всю Сибирь. В XIX веке этот город уже начал терять своё значение, но всё ещё оставался крупнейшим городом Сибири. Неудивительно, что после сельского быта мальчики были очарованы крупным городом. 4. В Тобольске Ершов дружил с будущим композитором Александром Алябьевым. Тот уже тогда подавал большие надежды в музыке, и как-то вознамерился доказать, что Ершов в ней ничего не понимает. Они часто посещали репетиции местного оркестра, и Ершов подметил, что один из скрипачей, слыша фальшь, корчит уморительные гримасы. На основании этого знания Пётр предложил пари – он услышит первую же фальшивую ноту. К изумлению Алябьева, Ершов легко выиграл пари. Александр Алябьев 5. Ершов окончил Санкт-Петербургский университет уже в возрасте 20 лет. Правда, к учёбе он относился, мягко говоря, без должного внимания. По собственному признанию писателя, даже закончив университет, он не знал ни одного иностранного языка, что для образованного человека тех лет было вещью невероятной. 6. Путь писателя к славе был ещё стремительнее его темпов в учёбе. Уже в 1833 году (в 18 лет) он начал писать “Конька-Горбунка”, а уже через год сказка, получившая очень тёплый приём у литераторов и критиков, была напечатана отдельным изданием. 7. На гребне волны успеха Ершова постигли сразу две тяжёлые утраты – с перерывам в несколько месяцев умерли его брат и отец. 8. “Конёк-Горбунок” при жизни автора выдержал 7 изданий. Сейчас главным считается четвёртое, которое Ершов подверг серьёзной переработке. 9. Успех сказки Ершова выглядит ещё значительнее на фоне того факта, что он не был первопроходцем жанра сказки в стихах. Напротив, именно в начале XIX века сказки писали А. С. Пушкин, В. И. Даль, А. В. Кольцов и другие авторы. Пушкин же, послушав первую часть сказки “Конёк-Горбунок”, в шутку сказал, что ему теперь в этом жанре делать нечего. 10. С Пушкиным Ершова познакомил Пётр Плетнёв – профессор университета. Именно Плетнёву Пушкин посвятил “Евгения Онегина”. Профессор весьма интересно устроил дебют “Конька-Горбунка”. Он просто начал читать его вместо своей очередной лекции. Когда студенты стали гадать, кто автор. Плетнёв указал на сидящего в этой же аудитории Ершова. Домашку сделал? Да 49.11% Нет 26.75% Нет и не собираюсь 14.6% Ничего не задали 9.54% Проголосовало: 19118 Пётр Плетнёв 11. После смерти отца Пётр остался без протекции и не смог получить казённую должность в Санкт-Петербурге, как он рассчитывал. Писатель решил вернуться в родную Сибирь преподавателем в гимназию. 12. Ершов питал очень далеко идущие планы по исследованию Сибири. Он дружил и переписывался со многими известными сибиряками, но осуществить свою мечту так и не сумел. 13. Карьеру писателя на поприще народного образования трудно назвать быстрой. Да и назначили его учителем латыни, которую Ершов ненавидел ещё со времён гимназии. До поста инспектора гимназии он дослужился через 8 лет работы учителем, а директором стал ещё через 13. Зато став директором, Пётр Павлович развернул очень бурную деятельность. Он объездил всю Тобольскую губернию и основал несколько новых училищ, в том числе и 6 женских. Из-под его пера вышли два оригинальных педагогических сочинения. 14. При очередной проверке в 1857 году Ершова внесли в список лиц, заслуживающих правительственного доверия. При этом в официальной формулировке он был назван “умным, добрым и честным”. 15. В Тобольске Ершов основал театр и написал для него несколько пьеса.