1. Перечитайте эпиграф и первые строки повести «Станционный смотри- тель». Как готовит нас автор к последующему ходу событий?
2. Что можно сказать о повествователе как человеке? Проиллюстрируйте
свой ответ примерами из текста.
3. Как описана в повести жизнь простого станционного смотрителя?
Готов ли был Вырин к тому, что он может остаться в одиночестве?
4. Составьте план повести, отметив её основные эпизоды. В каких случа-
ях повествователь нарушает хронологическую последовательность из-
ложения событий? С какой целью это делается?
5. Перечитайте сцену визита лекаря. Что в поведении «больного» и врача
показалось вам странным? Прoкoммeнтируйте слова рассказчика
о том, что оба они «расстались очень довольны друг другом».
6. В какой момент Самсон Вырин почувствовал, что произошло нелад-
ное? Почему ротмистру Минскому так легко удалось обмануть отца
Дуни?
7. Точка зрения. Что в поведении Самсона Вырина в Петербурге
показалось вам непонятным? Почему отец Дуни не последовал
Совету приятеля и не стал жаловаться на ротмистра Минского?
8. Повествователь сразу обратил внимание на картинки в доме станцион-
ного смотрителя. А вы заметили, что изображено на этих картинках?
С какой целью автор повести напоминает нам о традиционном сюже-
библейской притче о блудном сыне?
9. Публичное выступление. Какие нравственные проблемы под-
няты в повести «Станционный смотритель»? При ответе на этот
вопрос постарайтесь использовать понятия «долг», «милосердие»,
«сочувствие», «Смирение».
10. Точка зрения. Какие чувства хотел вызвать у читателя автор
повести «Станционный смотритель»?
те
индивидуальные задания
ЗАРАНЕЕ
В рассказе «Муму» Тургенева автор воплотил в Герасиме силу, доброту. Несмотря на то что Герасим был глухонемой от рождения он всё понимал! Герасим очень любил Татьяну, но её выдали замуж за пьяницу. Тогда Герасим отдал свою любовь собачке. Герасим не умел говорить он только мог мычать, поэтому он и назвал собачку - Муму.
Мужик очень любила Герасима, а Герасим любил Муму. Он даже ревновал её к людям, когда они гладили Муму , он боялся что с ней что-то случится! Но счастливо жить долго им непришлось! Муму пришлось утопить! В конце Герасим возвращается жить в деревню! (Коротко но я сама сочиняла)
Давая характеристику персонажу, Тургенев отмечал его силу, сравнивая с богатырской. Также Герасим любил выполнять любую работу, потому что это был человек слова и дела. Не имея своей земли, но любил на ней пахать и сеять. Любые дела для Герасима были в удовольствие.
Но при всех внешних достоинствах, главный персонаж рассказа имел незначительный изъян — он был немой. Как сложно, иметь такую широкую, добрую душу и не мочь сказать ни слова. Особенно в тот момент, когда Герасим полюбил.
Любовь и чувства можно показать не только словами, но и делом. В хороших поступках проявлялось его чувство к прачке Татьяне: защищал её от любых нападок, дарил подарки.
Герасим и Татьяна были людьми подневольными. Их жизнь зависела от решения барыни. Эта женщина была злая и своенравная. Она не хотела, чтобы её прислуга была счастлива.
Барыня выдаёт Татьяну замуж за пьяницу-башмачника. Разрушены две жизни: Татьяна вынуждена жить с пьяницей, а Герасим — потерял единственную радость в этой серой жизни. Все подчинились воле хозяйки. Мнение маленького человека было неважно в те времена.
Жизнь даёт Герасиму новый подарок. Он собачку, выхаживает и оставляет жить у себя. Назвал Герасим собачку Муму — это всё, что мог промычать дворник. Герасим был счастлив, но недолго. Барыня узнала о Муму и приказала её убрать. Герой Тургенева вынужден подчиниться воле хозяйки.
Момент, когда Герасим топит Муму, не может оставить равнодушным никого. Это борьба героя с самим собой и жизненными обстоятельствами. Они побеждают, но Герасим, в протест барыне, покидает город и возвращается в деревню, к любимой земле.