1. Почему синички стучатся в окна людям? 2. Почему автор Не доводите до этой унизительной стадии наших крылатых единопланетян?» 3. Чему учит нас этот рассказ? 4. Расскажите о том, как вы птицам зимой. Рассказ Носов "Покормите птиц"
Лингвистический анализ стихотворения м. ю. лермонтова «тучи» тема произведения – вечная тема свободы и неволи. тематика стихотворения ярко отражена в следующем ключевом ряду слов и выражений: «изгнанники» , «кто вас гонит» , «вечно свободные» , «родина» . идея – стремление к свободе, свободной жизни на родине, стремление быть свободным не только внешне, но и внутренне, душевно. особую эмоционально-смысловую нагрузку несут в себе . повторяющийся звук «с» в словах «небесные» , «странники» , «степью» , «мчитесь» , «с милого севера» , «судьба» , «зависть» , «преступление» , «наскучили» , «бесплодные» , «страсти» , «страдания» , «свободные» - не мягкий, холодный звук, который режет ухо. поэтому стихотворение получается свистящим от начала до конца. этот звук передает не только свист ветра, который гонит туч, но и душевное состояние лирического героя: одиночество, ему холодно, больно от разлуки с родиной. это свист также ветра судьбы. основной лексический пласт стихотворения составляют слова семантической группы «свободы и неволи» : «изгнанники» , «судьбы» , «вечно свободные» , «нет родины» , «нет изгнания» . контекстуальные антонимы «изгнанники» и «вечно свободные» тоже понять главную мысль стихотворения. если в начале первой строфы поэт называет тучи, сравнивая их с собой, «изгнанниками» , «вечными странниками» , в третьей строфе сам же опровергает эту мысль. в отличие от лирического героя тучам «чужды страдания и чужды страсти» , они свободны в своем движении. здесь происходит противопоставление не только отдельных слов, но и лирического героя тучам. в природе все гармонично, только человек не свободен в своих поступках и желаниях, это лирический герой – изгнанник. у туч нет родины, поэтому им все равно, куда их гонит ветер. наряду с лексикой этой тематики лермонтов использует такие средства художественной выразительности, как сравнение «как я же изгнанники» , эпитеты «степь лазурная» , «сторона южная» , «милый север» , олицетворение «вечные странники» , которые понять грусть лирического героя от разлуки с родиной и одновременно чувство нежной любви к родине. с морфологической точки зрения стихотворение интересно тем, что в нем широко употребляется личное местоимение «вы» в разных формах – вы, вас, вам, на вас, у вас. эти местоимения подчеркивают обращение, внутренний разговор поэта с тучами. а также одиночество поэта среди друзей, знакомых: он не может высказать свои чувства, переживания от имени «я» , ведь говоря о тучах, он говорит именно о себе. у талантливого поэта и синтаксис служит для передачи его мыслей, чувств. из синтаксических выразительных средств лермонтов широко использует инверсию (предложение первой строфы, предложения второй строфы (3,4 строки) , все предложения 3-ей строфы) , чтобы эмоционально выделить те слова, которые значимы для поэта. стихотворение сразу начинается с риторического обращения к тучам. этим уже в первой строфе поэт обращает наше внимание на главный образ стихотворения. а во второй строфе содержится риторический вопрос. этим приемам происходит олицетворение туч: они предстают в виде живого собеседника. повторы в третьей строфе «чужды» , «вечно» , «нет» усиливают напряженность в душе героя. тучи не такие, как он, они «вечно свободные» . из-за повторов строфа произносится с наиболее эмоциональной силой – это боль и крик лирического героя. так средствами фоники, лексики, синтаксиса осуществляется замысел поэта. стихотворение носит глубоко личный характер. в этом монологе лирический герой совпадает с образом автора. хотя столь щемящее стихотворение оставляет ощущение безысходности, глубокой грусти, здесь чувствуется невысказанная мысль лермонтова: он, мечтает быть свободным, но не хотел бы быть, как эти тучи «холодные» , без «страсти» , без «страданий» и без родины. он готов быть и изгнанником, и страдать, лишь бы была родина, которая вдохновляет его на творчество.
Одной из важных особенностей 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. в изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие писатели-реалисты, как: чехов, толстой, островский, достоевский, тургенев и другие. они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. именно искреннему интересу к внутреннему миру героя, произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими. писатели-классики создали столь непохожие друг на друга художественные образы, что поневоле задумаешься, как многогранна и многообразна судьба людей. достоевский – писатель, который подробно, шаг за шагом исследует человека. так, героя романа «белых ночей» макара девушкина можно отнести к типу фантазеров-одиночек. даже своей возлюбленной, настеньке, он не скрываюсь, говорит, что будет всегда один, сам по себе. и дальше признается, что в своих мыслях создает грандиозные , живет насыщенной жизнью, а в реальности тяготится службой и пытается укрыться в «неприступный угол». настоящая любовь у достоевского дает героям раскрыться и позволяет писателю в полном объеме выразить внутренний мир своих персонажей. так, макар уже предстает как благородный и доблестный герой, но все такой же безвольный, погруженный в мир своего воображения. толстой в повести «юность» показывает до мелочей внутренний мир молодого человека, исследующего свой жизненный путь и проходящего этап становления. писатель мастерски применяет методы самоанализа и внутреннего разговора с самим собой, чтобы широко отразить это непростое время в жизни человека. чехов – еще один из профессионалов «препарирования» души человека. вот герой его рассказа «тоска» — простой деревенский мужик иона, волей судьбы заброшенный в город. но он способен глубоко чувствовать, переживать, страдать от горя и одиночества, от бесцельности своего существования. у него умер сын после тяжелой болезни. иона ищет сочувствия и понимания в своем горе, но никто из окружающих не способен и мысли допустить о наличии души у извозчика. ни господа, ни даже его товарищи по положению не обращают на его попытки выговориться никакого внимания. в результате несчастный изливает душу своей старой лошади, так как только это единственное живое существо готово выслушать его. чехов безжалостно вскрывает самые укрываемые негативные качества людей – лицемерие, лживость, зависть и льстивость. его краткие, но бьющие точно в цель рассказы как будто приоткрывают дверь в настоящий мир. всемирная слава доктора человеческих душ чехова связана с образом интеллигенции, погруженной в себя. неприспособленные к новой жизни людей, которые тяготятся бездушным и приземленным миром наживы. особенностью отражения внутреннего мира персонажей художественной 19 века можно определенно назвать свойственные для интеллигенции того времени неуверенность, самокопание, , колебания, а также тщеславие и спесь. впрочем, все эти качества не потеряли своей актуальности и сегодня.