Помещик Собакевич появляется на страницах поэмы раньше, чем с ним знакомится читатель в ходе путешествия Чичикова по окрестностям губернского города. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. Он не уважает крестьян. Очень жесток.
Примеры цитат ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ мои слова:
"... пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это"
"... Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности..."
"... Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны..."
".. нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему..." (Собакевич о себе)
Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви.
Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе».
Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен. Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы – бестелесная тень, обреченная на скитания.
Ларра осознал свое «лучшее» право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток.
Данко изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Сердце героя вспыхнуло от желания людей и вывести их на «легкий путь». Он был готов пожертвовать всем, чтобы людям и ничего не требовал взамен.
Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры «не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого». Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: «Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь».
Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям. Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры.
Дарко и Ларра – два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: «Что я сделаю для людей?! – сильнее грома крикнул Данко». Это неумирающий во который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого во нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.
Помещик Собакевич появляется на страницах поэмы раньше, чем с ним знакомится читатель в ходе путешествия Чичикова по окрестностям губернского города. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. Он не уважает крестьян. Очень жесток.
Примеры цитат ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ мои слова:
"... пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это"
"... Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности..."
"... Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны..."
".. нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему..." (Собакевич о себе)
Объяснение:
Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви.
Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе».
Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен. Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы – бестелесная тень, обреченная на скитания.
Ларра осознал свое «лучшее» право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток.
Данко изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Сердце героя вспыхнуло от желания людей и вывести их на «легкий путь». Он был готов пожертвовать всем, чтобы людям и ничего не требовал взамен.
Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры «не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого». Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: «Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь».
Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям. Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры.
Дарко и Ларра – два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: «Что я сделаю для людей?! – сильнее грома крикнул Данко». Это неумирающий во который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого во нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.