1. понимает ли мальчик, что с ним происходит, что его ждёт? почему вы так считаете? в какой момент вам стало ясно, что мальчик обречён? 2 что говорит о людях их отношение к мальчику? как вы считаете, они злы, жестоки? почему никто не мальчику, кроме женщины, давшей копеечку? для чего достаевский включает в рассказ этот образ? 3. перечитайте описания елок у христа и в одном из петербургских домов. чем этим описания принципиально отличаются друг от друга?
В автобиографической повести «Детство» автор показывает события и героев через восприятие главного героя — мальчика Алеши. Бабушка является самым близким для него человеком. В произведении она — воплощение доброты, сострадания и справедливости.
В противоположность деду бабушка мягкая и совестливая, она переживает из-за постоянных ссор в доме и заступается за обиженных. Именно она защищает мальчика от дедовых наказаний, хватает его на руки, когда дед сердится из-за испорченной скатерти.
Образ бабушки для Алеши — это светлый образ доброго ангела. Она бывает слишком добра к людям, которые пользуются этим, но хранить обиду и таить зло бабушка не умеет.
Главная черта характера героини — сострадание, она жалеет буквально всех. Поэтому такой утратой становится для неё смерть подкидыша Цыганка.
Все жизненные испытания бабушка воспринимает как послание от Бога. Даже про смерть детей она говорит: «Жалко...а и радостно!». Пережив потерю нескольких детей, она с радостью принимает в свою семью подкидыша Ваню, считая, что именно Бог послал ей сына таким образом.
Даже мужа своего она всегда оправдывает, несмотря на все придирки и постоянные скандалы. Бабушка смиренно переносит всё, говоря, что это всё от его неудач и трудностей, принимая вину и на себя. Она учит Алешу не судить людей, а лишь жалеть и понимать.
Героиня всё время говорит с Богом, берет из этих разговоров силы и духовность. Все свои знания, всю мудрость она стремится передать внуку — именно благодаря ей Алеша верит в доброту людей. Бабушка как бы сглаживает тяжелое детство мальчишки, становясь неким «лучом света» для него.
Для неё нет ничего, что могло бы сломить, заставить переживать или озлобиться. Несмотря на все тяготы жизни, бабушка все время в делах: то в саду копается, то шьет, то стряпает. Она знает множество песен и прибауток, что удивляет мальчика. Неугомонная, полная внутреннего огня и сильная, истинно русская женщина — вот какой солнечный образ создал автор в своем произведении.
Объяснение:
I. Рассказ учителя о писательнице Тэффи, происхождении её псевдонима, о её книгах, писательской и общественной деятельности
(см.: http://www.stihi-rus.ru/love/teffi/teffi.htm)
с показом фотографий писательницы
(см.: http://nnm.ru/blogs/spiridonn/teffi-nadezhda-aleksandrovna-sobranie-sochineniy и http://letuchiigollandec.ya.ru/replies.xml?item_no=1792).
Историю своего псевдонима Тэффи описала так (см.: http://www.myjulia.ru/post/388289/):
«Происхождение этого дикого имени относится к первым шагам моей литературной деятельности. Я тогда только напечатала два-три стихотворения, подписанные моим настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут...
Вот тут я и призадумалась.
Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо.
Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё.
Но что?
Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливы.
За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве.
Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный.
Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала её прямо в дирекцию Суворинского театра.
Через два месяца пьесу принял к постановке Малый театр. Премьера с успехом (играла в ней Яблочкина). Публика требовала автора. На следующий день Тэффи давала первое интервью. Журналист с её:
— А что означает ваш псевдоним?
— Это... имя одного дур... то есть так, фамилия.
— А мне сказали, что это из Киплинга.
И действительно, у него встречалось такое имя:
Taffy was a Walesman,
Taffy was a thief...
— Ну да, конечно, из Киплинга!
В газетах появился портрет писательницы с подписью «Taffy». Так и осталось».
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Тэффи»:
— Как будущая писательница Тэффи относилась к литературе в детстве и юности?
— Как началась литературная деятельность Тэффи?
— Какие эстетические задачи ставила Тэффи, сочиняя юмористические рассказы?
— Как сложилась жизнь Тэффи в эмиграции?
III. Групповая работа:
Группа фрагмент рассказа «Жизнь и воротник» в актёрском исполнении с начала до слов «…подходящие к характеру воротничка». (См. текст на странице: "Тэффи. Жизнь и воротник")
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: мануфактурный магазин, Гостиный двор, хозяйственные деньги.
ответы на во из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие события и ситуации рассказа являются реалистическими, а какие — фантастическими?
Как характеризуют Олечку её поступки?
Какими автор создаёт комическую ситуацию?
Группа фрагмент рассказа «Жизнь и воротник» в актёрском исполнении со слов «Следующие дни были ещё тяжелее» до слов «…а воротник укреплялся и властвовал».
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: толкать по наклонной плоскости, поплыла по течению, двусмысленность, крахмальная дрянь.
ответы на во из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
На чём основан юмор рассказа?
Что значило для героини вести «воротничковую жизнь»?
Что и почему менялось в характере героини под влиянием воротника?
Группа фрагмент рассказа «Жизнь и воротник» в актёрском исполнении со слов «Однажды её пригласили на вечер» до конца рассказа.
Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: маринованная корюшка, ухарски, кабинет, ломбардные квитанции, профукала, омнибус.
ответы на во и 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Почему Олечка стала «рабыней» воротника?
Подумайте, героиня действительно не могла сопротивляться воротнику или это был завуалировать свои низменные желания. Обоснуйте свой ответ.
Какие создания комического использует автор?
IV. О б о б щ а ю щ а я б е с е д а: