1. Понравилось ли вам это произведение М. Ю. Лермонтова? Чем именно? Поделитесь своими впечатлениями. 2. С какими персонажами мы знакомимся в первой части? Кто из них — реальные исторические личности, а кто — персонаж вымышленный?
3. Каким предстает перед нами в поэме Лермонтова царь Иван IV? Опишите его.
4. Какие черты характера царя подчеркивает автор произведения? Свой
ответ подтвердите цитатами из текста.
5. Что вы можете рассказать о Кирибеевиче? — Можете ли вы назвать главную черту его характера?
6. Кто такая Алена Дмитриевна? Что мы узнаем о ней со слов влюбленного Кирибеевича?
7. Как характеризует сцена у церкви Алену Дмитриевну и Кирибеевича?
8. Почему за нее не заступились «соседушки»?
9. Отчего так сначала была робка Алена Дмитриевна? Откуда в ней возникли протест и желание противостоять Кирибеевичу? Правильно ли она поступила?
10.Расскажите, кто такой Степан Калашников. Каким вы его себе представляете?
11.Каковы взаимоотношения купца Калашникова и его супруги Алены Дмитриевны? Что является главным в их отношениях?
12.Почему за честь семьи должен был заступиться именно Степан Парамонович?
13.Какие напутствия дает он своим младшим братьям? 14.Что отвечают братья? Почему?
15.Охарактеризуйте Кирибеевича как определенный тип человека. Можно ли утверждать, что такие люди есть и сегодня?
16.Вызывает ли Кирибеевич ваши симпатии? Почему?
17.Перечитаем сцену кулачного боя. Как ведут себя оба бойца перед схваткой? Как это их характеризует? На чьей стороне авторская симпатия? Как вы это почувствовали? Какие слова из текста об этом говорят?
18.Как вы думаете, почему купец Калашников не открыл всю правду царю русскому? Чей суд он признает?
19.На чьей стороне симпатия народа — на стороне царя Ивана Грозного, Кирибеевича или купца Калашникова? Почему?
20.Что защищал, кроме чести своей семьи, Степан Парамонович? 21.За что бился в кулачных боях Кирибеевич?
22.Что вы можете сказать о поведении Ивана Грозного до и после поединка? Почему он велел казнить купца, хотя по правилам его стоило бы наградить и отпустить восвояси? За что тогда царь жалует жену, детей и младших братьев Калашникова? Нет ли здесь противоречия?
23.Что вы можете сказать об идее произведения (его главной мысли)?
2)
Главная тема рассказа Набокова «Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!
Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества) , принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит») . Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.
3)
Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.
Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.
4)Главная мысль - хоббит Бильбо Бэггинс прикоснулся к древней и ужасной тайне. Завладев кольцом он вызвал к жизни события, которые изменят всё Средиземье. Будет великая битва между силами добра и зла.