1. Понравилось ли вам это произведение М. Ю. Лермонтова? Чем именно? Поделитесь своими впечатлениями. 2. С какими персонажами мы знакомимся в первой части? Кто из них — реальные исторические личности, а кто — персонаж вымышленный?
3. Каким предстает перед нами в поэме Лермонтова царь Иван IV? Опишите его.
4. Какие черты характера царя подчеркивает автор произведения? Свой
ответ подтвердите цитатами из текста.
5. Что вы можете рассказать о Кирибеевиче? — Можете ли вы назвать главную черту его характера?
6. Кто такая Алена Дмитриевна? Что мы узнаем о ней со слов влюбленного Кирибеевича?
7. Как характеризует сцена у церкви Алену Дмитриевну и Кирибеевича?
8. Почему за нее не заступились «соседушки»?
9. Отчего так сначала была робка Алена Дмитриевна? Откуда в ней возникли протест и желание противостоять Кирибеевичу? Правильно ли она поступила?
10.Расскажите, кто такой Степан Калашников. Каким вы его себе представляете?
11.Каковы взаимоотношения купца Калашникова и его супруги Алены Дмитриевны? Что является главным в их отношениях?
12.Почему за честь семьи должен был заступиться именно Степан Парамонович?
13.Какие напутствия дает он своим младшим братьям? 14.Что отвечают братья? Почему?
15.Охарактеризуйте Кирибеевича как определенный тип человека. Можно ли утверждать, что такие люди есть и сегодня?
16.Вызывает ли Кирибеевич ваши симпатии? Почему?
17.Перечитаем сцену кулачного боя. Как ведут себя оба бойца перед схваткой? Как это их характеризует? На чьей стороне авторская симпатия? Как вы это почувствовали? Какие слова из текста об этом говорят?
18.Как вы думаете, почему купец Калашников не открыл всю правду царю русскому? Чей суд он признает?
19.На чьей стороне симпатия народа — на стороне царя Ивана Грозного, Кирибеевича или купца Калашникова? Почему?
20.Что защищал, кроме чести своей семьи, Степан Парамонович? 21.За что бился в кулачных боях Кирибеевич?
22.Что вы можете сказать о поведении Ивана Грозного до и после поединка? Почему он велел казнить купца, хотя по правилам его стоило бы наградить и отпустить восвояси? За что тогда царь жалует жену, детей и младших братьев Калашникова? Нет ли здесь противоречия?
23.Что вы можете сказать об идее произведения (его главной мысли)?
Сыновья Тарас Бульба - Остап и Андрий - по-разному проявляли себя во время учёбы.
Старший Остап учиться не желал (хотя мог учиться блестяще), несколько раз закапывал учебник и убегал из бурсы. Его ловили, нещадно пороли, но это его не останавливало. Все мечты его были о Запоржской Сечи, о ратном деле.
Младший Андрий учился легко и никогда не пытался сбежать из бурсы. Нельзя сказать, чтобы он был трусом, но гораздо более ратных подвигов его привлекали красивые девушки.
Остапа в бурсе считали верным товарищем. Он никогда не выдавал своих друзей. Готов был за них понести наказание.
Андрий же и в детстве отличался подлым нравом. Сам был зачинщиком опасных шалостей, но от наказания всегда увиливал, перекладывая вину на других.
Думы.
Это целый цикл из 21 лирического стихотворения известного казнённого декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева.
Первая по счёту "дума" о Вещем Олеге, рассказывает о том, как после смерти основателя династии Рюрика, малолетний его сын Игорь, остался под опекунством Олега и о подвигах малолетнего князя.
Во второй Думе, речь идёт о самом Игоре. Образ описывается со слов княгини Ольги (его жены).
Она приходит к кургану и рассказывает сыну Святославу, как сгубило его желание достичь большего. В результате-же, ни его племя древлянское, ни он сам, не обрели счастья.
Дальше повествуется о подвигах Святослава Игоревича, а также о братоубийце Святополке. В Думах, нашлось место и другим личностям.
Наибольшее место отведено Ивану Сусанину и Ермаку.
Несмотря на то, что в этих произведениях, допущено достаточно много исторических неточностей, произведение можно назвать историей подвигов и ошибок.
Присутствие в произведении размышлений, позволяет оценить события с разных сторон.
Как следует из авторского предисловия, сборник является историческим памятником и назиданием потомкам.
А главная цель - не дать предать забвению те времена и извлечь нравственные уроки