1. Понравился ли вам рассказ Н. С. Лескова «Старый гений»? Почему? 2. — Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением». 3. Почему он берется «за дела только за невозможные»? Что это за «дела»? 4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала? 5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом? — Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем 6. чиновникам, от мала до велика? 7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного чиновничества? Обоснуйте свой ответ. 8. Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Почему? — Как автор относится к незадачливой старушке? Почему? Свой ответ 9. подтверждайте цитатами из текста. 10. От чьего имени ведется рассказ? Почему автор-рассказчик становится действующим лицом повествования только в главе третьей? 11. Что думают repои рассказа-старушка и безымянный автор-рассказчик — о неизвестном стряпчем? Стряпчий (устар.)-поверенный в юридических делах. 12. Много ли слов уделяет рассказчик «старому гению»? Почему? 13. Случайно ли сам стряпчий называется «Иваном Ивановичем»? Его ли это имя? Почему? 14. Как вы думаете, почему так долго и подробно повествуется о негодяе- аристократе, о его жизни и уйти от материальной ответственности? Aргументируйте свой ответ. 15. — Как разрешилось дело несчастной старушки? 16.Был ли стряпчий гением? Обоснуйте свой ответ. 17. Можем ли мы утверждать, что «старый гений» Иван Иванович и его подручный, сербский воитель, также демонстрируют нам русский национальный характер? Каким образом? 18. Что вы можете сказать о теме этого рассказа Лескова? 19. Какие проблемы затрагивает автор в своем произведении? 20.Какова главная мысль рассказа Н. С. Лескова «Старый гений?
в середине xix века в журнале «современник» были напечатаны рассказы ивана тургенева из цикла «записки охотника». в 1852 году они вышли отдельным изданием. практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. исключение составляет лишь произведение «лес и степь». критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его форме. одни считают «лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.
в произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника петра петровича каратаева. он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными , горячо любящий родную природу. в значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.
«лес и степь» является своеобразным эпилогом к «запискам охотника», а также поэтическим гимном природе. основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений тургенева. это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.
тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал белинский: «он любит природу не как дилетант, а как артист». сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны. «ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. сырая земля под ногами». в этом небольшом отрывке из произведения «лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения ( земля). и перед читателем явственно возникает картина поздней осени.
для изображения красоты средней полосы россии иван сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. к примеру, небо у тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет». прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».
но мастерство тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания. показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.
тургенев постоянно олицетворяет природу. осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания. после грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.
а как разнообразны и «вкусны» звуки! здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.
произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. тургенев восторгается охотой во все времена года. такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту пейзажа, композиционно завершить произведение «лес и степь», а также весь сборник. получился мощный и аккорд охотничьего цикла. коротко его можно выразить словами самого автора: «свежо, весело, любо! »