1. Попробуйте объяснить, почему герой поэмы был так привлекате
лен для читателей в годы войны. Современен ли он сегодня? Какие
жизненные ценности исповедовал Василий Теркин, а с ним — и автор
позма? Можно ли Теркина назвать выразителем русского националь-
ного характера? Почему?
Вчера она расхвасталась: видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика — диктовка — сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь.
Гав! Я умею думать — и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею — детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются)! — писать я тоже научился. Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, — и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.
Шаламов в юности был близок к «левой оппозиции», из-за чего в 1929 году был арестован и отбыл три года заключения в Вишерском лагере. После возвращения в Москву Шаламов начал писать стихи и рассказы. В 1937 году он был арестован второй раз, осуждён на десять лет лагерей за «антисоветскую пропаганду» (ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР) и этапирован на Колыму. В общей сложности Шаламов провёл на Колыме шестнадцать лет: четырнадцать на общих работах и заключённым фельдшером в лагерях Севвостлага и ещё два после освобождения. С середины 1950-х годов Шаламов жил в Москве и работал над «Колымскими рассказами». Не сумев опубликовать первый сборник рассказов в период «оттепели», писатель продолжал работу «в стол» и до 1973 года создал шесть сборников: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Рассказы Шаламова циркулировали в самиздате, с 1966 года началась их неавторизованная публикация за границей; в Советском Союзе Шаламову удалось публиковаться только как поэту, а «Колымские рассказы» были изданы уже после смерти автора, в конце 1980-х годов. Со 2-й половины 1960-х Шаламов резко отдалился от диссидентского движения, чему особенно отправленное в 1972 году в «Литературную газету» открытое письмо с осуждением пиратских иностранных изданий «Колымских рассказов». Последние годы писатель, здоровье которого катастрофически ухудшилось, провёл в московском доме престарелых и инвалидов Литфонда.
Настоящее признание пришло к Шаламову посмертно, после англоязычных публикаций в начале 1980-х годов и наступления гласности в Советском Союзе. «Колымские рассказы» рассматриваются одновременно как выдающееся художественное произведение, в сжатой и форме изображающее катастрофу гуманизма и поведение человека на её фоне, и исторический документ о колымских лагерях.
Биография
Семья
Творчество
Произведения
Память
Комментарии
Примечания
Литература
Ссылки
Последняя правка сделана только что участником Blacklake
СВЯЗАННЫЕ СТРАНИЦЫ