фазиль (фазиль) искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
идея рассказа «тринадцатый подвиг геракла» серьезна и глубока. писатель размышляет над тем, что и социальное мужество в человеке далеко не всегда, что, обладая храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. и вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. и это вполне справедливо. и еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. и только потерянную совесть еще никто не находил». ф. искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и для нашего времени.
Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама. с самых первых минут нашей жизни мы окружены ее теплом и заботой, ей, становясь старше, мы поверяем наши тайны и страхи, делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире и всегда рассчитываем на полную поддержку и понимание с ее стороны. но бывают такие случаи, когда мама нас ругает. поучает, начинает читать нотации и в эти минуты нам кажется, что мама ненавидит нас больше всех на свете. а если задуматься? мама нас растит, в трудных ситуациях, делит с нами радость и горе, оберегает нас, радуется за наши удачи. и разве она может нас ненавидеть? тот, кто думает так, глубоко ошибается. ведь для мамы её ребенок – это самое главное в жизни. бывают такие случаи, когда моя мама ругает меня. но я понимаю, что делает она это только из большой любви ко мне. я хочу рассказать о своей маме, моем самом близком и родном человеке. мама… это первое слово, которое я произнесла, осознанно обращаясь к ней. все происходящее вокруг меня было связано с ее присутствием. впоследствии, немного повзрослев, я, наверное, не так часто думала о ней, как в раннем детстве, но обо всех моих горестях и радостях я все равно, прежде всего, рассказывала именно ей. какая она, моя мама? можно найти миллионы слов, самых нежных и ласковых, красивых и достойных, но вряд ли смогут они отразить всю полноту моих чувств к ней. добрая и справедливая, ласковая и серьезная, смелая и нежная, сильная и чуткая и еще, еще… я не знаю – и все это вместе, одновременно! и каждый раз она новая, разная и все-таки та же самая – моя, одна единственная! мама – врач по призванию. ее уважают ее коллеги, ее боготворят больные, которых она лечит. и она по праву гордится своей профессией. наверное, я могла бы бесконечно рассказывать о ней. но хочу сказать только одно:
фазиль (фазиль) искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.
идея рассказа «тринадцатый подвиг геракла» серьезна и глубока. писатель размышляет над тем, что и социальное мужество в человеке далеко не всегда, что, обладая храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. и вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. и это вполне справедливо. и еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. и только потерянную совесть еще никто не находил». ф. искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
проблемы, поднимаемые писателем, актуальны и для нашего времени.