. 1). Поясніть, з якого приводу сказані слова
«… В гарні дні, вранці, коли хаща навколо шляху повна сонячної зливи, квітів і тиші, так що вразливості Ассоль не загрожували примари уяви, - Лонгрен відпускав її до міста».
«Обернувшись до виходу, Грей побачив над дверима величезну картину, яка відразу змістом своїм виповнювала важке заціпеніння бібліотеки.
«Не далі як за п’ять кроків від нього, згорнувшись, підібгавши одну ніжку і випроставши другу, лежала головою на затишно підкладених руках стомлена Ассоль…»
«Від нього відплив човен, повний засмаглих веслярів; серед них стояв той, кого, як їй здавалось тепер, вона знала, невиразно пам'ятала змалку. Він дивився на неї з усмішкою, яка зігрівала і примушувала поспішати.
« Ет, Ассоль, - казав Лонгрен, хіба вони вміють любити? Треба вміти любити, а цього вони й не можуть»
Высший разум (991530)
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может.
Безусловно, в пьесе присутствуют как элементы
драматического, так и трагического; просто надо определить,
каких больше.
Кажется, что элементов драмы куда больше, чем элементов
трагедии, которых, возможно, нет совсем.
Появляется тонкий оттенок трагизма в седьмом и десятом
явлениях пьесы,
когда Катерина говорит о своем предчувствии близкой
смерти.
Первое действие во многом играет роль экспозиции,
в нём ни одно из начал еще не выражено ярко.
Мы ещё не знаем, как дальше будет развиваться личная
Драма у героев, но ясно можем увидеть, что столкновение
просто неизбежно.
Во втором действии очень хорошо видны черты драмы.
Глубоко драматичны сцена прощания Катерины с Тихоном
и заключительный монолог Катерины.
Уже велико напряжение внутренней жизни героев,
события сгущаются.
Определяется любовный конфликт, теперь ему быть
непременно.
Всё это потому, что второе действие приходится на
развитие действия.
Следующее действие - Драма в чистом виде-свидание
Катерины с Борисом.
Но нет ещё столкновения между героями, нет препятствия,
мешающего осуществлению заветного желания Катерины.
То есть нет и элементов трагедии.
Действие четвертое уже трагично (или точнее - трагедийно)
Уже появляется неразрешимое противоречие между страстным
желанием и невозможностью его осуществления.
Кроме того, поднимаются внутренние противоречия,
и все это до того мучительно, что главная героиня не в силах
это вынести (и появляется сцена покаяния Катерины,
полная трагизма).
И трагическое пятое действие.
Узел неразрешимых противоречий героиня разрубает своим
роковым поступком.
Но, однако, всё выглядит иначе, если считать Катерину
слабохарактерной.
Тогда получается, что несчастная женщина, не имея
сил противостоять обстоятельствам и не будучи в состоянии
выносить удары судьбы, кончает жизнь самоубийством,
тем самым отказываясь от борьбы за свое счастье.
Это, конечно, печально, но не трагично - нет высокой идеи.
Поэтому определение пьесы как драмы или трагедии зависит
от того, считать Катерину с сильным или слабым характером.
Ведь "Гроза" больше Трагедия, чем Драма, в случае,
если последние ее действия трагичны.
А для трагедии, по определению, требуется сильный характер.
То есть, по Добролюбову, "Грозу" можно назвать
трагедией, а вот, по Писареву, - совершенно невозможно.
Если признать Катерину сильной личностью, то
определение жанровой принадлежности пьесы зависит
и от того, насколько трагичной считать развязку.
Что она трагична, это понятно, но вопрос:" Насколько?" -
требует ответа.
Если Катерина - светлое явление, которое принесло
пользу, осветив, пусть на короткое время," тёмное царство"
и дав импульс к изменению окружающей жизни,
то и развязка оказывается не столь безысходной.
Жанр пьесы Островского нельзя определить точно.
Некоторые склоняются к авторскому варианту -
социально-бытовая драма,
другие предлагают отразить характерные элементы и
трагедии, и драмы, определяя жанр "Грозы" как бытовая
трагедия.
Но одно нельзя отрицать точно:
в этой пьесе присутствуют как черты трагедии,
так и черты драмы.