1.Приведите примеры корней с чередующимися гласными, написание которых зависит от значения слова,
укажите эти значения.
2.Можно ли ударением проверять чередующиеся гласные в корне? Аргументируйте свой ответ (примеры).
3. Напишите правило написания гласных О-Ё после шипящих в суффиксах существительных,
прилагательных, глаголов и других частей речи.
4. Перечислите по два случая написания приставок пре- и при-, приведите к каждому случаю по два
примера.
5.Когда используется разделительный Ь?
6.Как различать прилагательное и причастие? Когда в прилагательном пишется две буквы Н, а когда
одна? (приведите по примеру на каждый случай)
7.Перечислите случаи, когда частица НЕ пишется слитно (приведите по примеру на каждый случай).
8.Чем отличаются частицы НЕ и НИ? (приведите по одному примеру употребления частицы НЕ и
частицы НИ в предложении).
9. Когда перед глаголом-сказуемым в придаточном предложении пишется НИ?
10.Перепишите, вставьте там, где надо, пропущенные буквы,
раскройте скобки:
Многочисле...ые врачи вряд(ли) предпол...гали, что их пр...старелый пац…ент, генерал в отставке,
ч...стенько не соблюдал н... диеты, н... установле...ого режима. Леч...щий врач..., приходивший (не)жданно
и (не в любое время дня, н... раз совет...вал старику береч...ся и говорил: «Тем, что вы не
леч...тесь, вы сами увеличиваете свои недуги. Лечит...ся надо (во)время, пока болезнь вами не запущен...а.
А то придет время - спохватитесь, да поз...но будет. Не знаю, удаст...ся ли вам тогда вылечит...ся и
выздоров...ть». Генерал говорил, что врачи чере...чур нян...ч...тся с ним. И в сегодн...шний ветр...ный
вечер старик, накрывшись прорезине...ым плащ...м и обмотав шею шерстя...ым шарфом, ступая на
ц...почках, чтобы не разбудить родных, вышел за к...литку и пошел по ал...е... п...лисадника.
Пор...внявшись с (не)краше...ой оградой, он повернул (на)прав..., к (не)большому деревя...ому домику.
Здесь жил его постоя...ый к..мпань...н в вечерних прогулках, р...вес..ник и друг, которого он звал
(по Куз...мич...м. В доме Куз...мича генерал всегда был жела...ым гостем. Через несколько минут
друзья уже сидели на тер...асе и пр...давались воспоминаниям.
была бы надежда – пусть не хватает сил."(Б.Окуджава)
Булат Окуджава-сын репрессированного и расстрелянного в 37-м году партработника,мама-узник лагерей ГУЛАГА. Окуджава в 17-ть лет ушёл добровольцем на фронт и тема войны-это центральная тема его творчества.Первые песни Окуджава сочиняет на фронте и они посвящены солдатским подвигам и победе.
Будучи ярким представителем интеллигенции,Окуджава делал акцент на глубокий смысл текста,красоту стихов,с налётом мудрой грусти.Его песни пронизаны патриотизмом,любовью к Родине,преклонением перед подвигам простых солдат,непоколебимо веривших в нашу победу.Гордость за народ,победивший фашизм,очень эмоционально передаётся поэтом при средств художественной выразительности,автор не скупится на метафоры и эпитеты,описывая героев,придавая более глубокий смысл обычным выражениям.
"Здесь птицы не поют..."
"Нам нужна одна победа"(Десятый наш десантный батальон") песня написана к фильму "Белорусский вокзал".Эпилог фильма,звучит песня,трагический и эмоциональный накал,победа за нами-всё это смог выразить в своём произведении поэт.
Тема выжженной земли,трёхстопный ямб,главная мысль "здесь птицы не поют, деревья не растут" идёт через всё стихотворение.Картина боя,со смертельным огнём,контуженная планета от Курска и Орла ,десятый батальон-это миллионы не вернувшихся с полей солдат и повтор,рефрен песни "Победа-одна на всех, мы за ценой не постоим",ставший поистине народным.Цена победы-это жизнь,жизнь солдат,которые готовы отдать её,ради одной цели-победить.
"Нас ждёт огонь смертельный – и всё ж бессилен он"-антитеза,подчёркивает бессилие смерти перед подвигом солдат.
"Горит и кружится планета"-метафора,передающая головокружение от дрожи земли,при обстреле.Метафора-"мы врастаем в землю" показывает сплочённость,единство всего народа в борьбе с врагом.
"Красная ракета,Бьёт пулемёт неутомим"-матафорически описывает немыслимую сложность выжить и дойти до Берлина,"до вражеских ворот"(эпитет).Обращение "брат" акцентирует на сердечности стихотворения,сближает автора с товарищами по окопам,дружески рассказывая о боевом пути.
"Десятый наш десантный батальон"-номер указывает на монолитность сознания народа,когда все и каждый воспринимают десятый,как лично свой батальон и когда"уходит в ночь "(метафора)отдельный ,Десятый наш десантный батальон"-то каждый думает о своём,ушедшим в ночь и не вернувшимся домой батальоне....
"Здесь птицы не поют" превратилась в "элегический марш" и стала гимном десантных войск.
Вот здесь все описания