1) Прочитайте фрагменты разговора Фамусова и Скалозуба (действие 2, явление 5). Что вы можете сказать о жизненных планах, интеллекте и моральном облике Скалозуба? 2) Прочитайте монолог Чацкого "А судьи кто?" (действие 2, явление 5). Какие две общественные группы противопоставляет Чацкий? Сжато охарактеризуйте обе стороны общественного конфликта.
3) Прочитайте фрагменты диалога Чацкого и Молчалина (действие 3, явление3). Что вы можете сказать о жизненных планах, интеллекте и моральном облике Молчалина? (Вспомните также главу из учебника "Конфликт и система персонажей комедии".)
4) Прочитайте сцены из 3-го действия (явления 7, 8, 10) и кратко охарактеризуйте гостей в доме Фамусова: князя и княгиню, графиню внучку, Хлёстову, Загорецкого. Что объединяет самого Фамусова и его окружение, его гостей?
(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТЯХ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» И «ПОЖАР») Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духовные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью. И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее. Повесть Распутина «Прощание с Матерой» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода. Каждый из нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки. Сейчас же наряду с таким традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о возможности космической катастрофы. о гибели всей человеческой цивилизации в связи с ядерной и экологической угрозои.
Отрочество (по Л. Толстому, “пустыня отрочества”) — самое трудное, мучительное время для ребёнка, когда перед ним встают неразрешимые, непосильные философские вопросы о смысле и цели человеческого бытия, о смерти и месте человека в мироздании, когда в ребёнке пробуждаются плотские инстинкты и резко усиливается проявление таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня, зависть, самолюбие, тщеславие, когда возникают состояния “затмения” и ненависти к другим людям.