1. Прочитайте отрывки из рождественских рассказов. В чём их сходство и различие? Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были
увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между
колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из
молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал шедровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
колечко колбаски!
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухошавая рука старухи, которые
одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в
руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу.
В одном месте парубки, зашедши со всех сторон , окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал
комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка,
подставляли ему ногу, и он летел вместе
с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как
нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега.
(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством)
Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и сейчас
расставляют их на столе, но в то же время они не сомневались, что добрый младенец Христос осиялар
все своими ласковыми и кроткими глазами и что рождественские подарки, словно тонутые его
Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная.
С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там ещё строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю. Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о том, что для тебя важно. И нет, с другой стороны, врагов. Кротких монахов трудно ненавидеть! С ними свободолюбивый Мцыри не мог побеседовать о свободе, ведь они просто его не понимали. Монахи сами отказываются от воли, сами приходят на постриг. Для них тяжело жить в миру… Совсем другое дело юный Мцыри. братан все что знаю о нём
Один мудрец, живший в древности, сказал: чтобы понять душу народа, нужно услышать его музыку. Русская музыка так же многогранна, удивительна, глубока и противоречива, как сам русский человек, как вся история русского народа.Музыкальная культура нашей страны корнями уходит глубоко в древность. Прорастая через века, она обогащала и обогащает мировую культуру бессмертными произведениями.Прекрасны народные песни России. Вплоть до середины XX века в каждом селе, в каждой области существовали свои песенные традиции, свои наигрыши, свои мелодии, тексты. Благодаря ученым-этнографам они записаны, и можно услышать, как пели в старину долгие протяжные и сказывали былины, как причитали на свадьбе, когда расплетали невесте косу, как звучит воронежский рожок, а как - курские кугиклы. Каждый человек имеет своё лицо, свой характер, - так же каждый город, каждая область в России не похожи друг на друга, и народные песни у всякого села были свои. Северные песни не похожи на южнорусские и казачьи, напевы сел Западной России разительно отличаются от сибирских. Такое различие связано с диалектными особенностями и с климатическими, природными условиями каждого региона. В южнорусских степях песня звучит широко, просторно, а на севере, где, как говорят в народе, и «рот-то широко не откроешь - холодно», напев в песне словно бусинки перекатывается или поземкой ползет. На западе, в Брянске, который в старину назывался Дебрянском из-за непроходимых лесов, поют гукальные песни, высокие, с громкими вскриками в конце строфы, чтобы поймать эхо и по звуку определить, прогрелась ли земля после зимы. Казачьи песни передают характер смелых, вольных людей, в исторических песнях донских, кубанских, оренбургских, терских, уральских и других казачьих войск рассказывается о походах, сражениях и победах славных защитников Государства Российского. В их строевых песнях чувствуется ритм упругой конской поступи, плясовые песни наполнены страстью и горячностью, а протяжные - бесконечны в своей тоске, красоте и грусти.
Древние традиции и обряды до сих пор сохраняются в некоторых сёлах и областях России. Каждый год на Петров день в селе Усть-Цильма жители собираются и проводят «Горку» - красочное, массовое действо, посвященное проводам весны. Люди надевают национальные костюмы, многие специально хранят старинные сарафаны для этого праздника, собираются на гулянье, водят хороводы - шествия, где каждая фигура танца имеет свой магический смысл, и поют обрядовые песни, - так праздник продолжается целый день. В Полесье кликают дождь специальными песнями, чтобы солнце не иссушило землю и не погубило урожай.