1. прочитайте отрывок из повести л. толстого «кавказский пленник». служил на кавказе офицером один барин. звали его жилин. пришло раз ему письмо из дома. пишет ему старуха мать: «стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. а я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». жилин и раздумался: «и в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. поехать; а если невеста хороша — и жениться можно». пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. на кавказе тогда война была. по дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. чуть кто из отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. и было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. спереди и сзади идут солдаты, а в средине нормальный ответ
что описывает нам автор? белую березу, которую он ежедневно видит из окна своего дома. и стоит эта красавица, скованная зимними морозами, а от того и печальная, но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. и непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.
автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? думается, что и автор, за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ россии настоящие, простые, но до боли родные сережки.
и все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является в данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях - и это замечает поэт. а раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.
с другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между деревом и автором. какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.
всё что смогла и
есть такое состояние человеческой души, когда хочется жить и жить, взлететь в небо, смеяться и петь, дарить свою радость всем, кто рядом. такое чувство называют счастьем. но, наверное, никто не может дать точного определения этого понятия, как никто до сих пор не определил точно, что такое любовь. люди стремятся быть счастливыми и испокон веков стараются понять, как этого достичь. дело в том, что счастье для каждого разное, в зависимости от личности человека, от его духовной сущности, мировоззрения и т.п.. а это, в свою очередь, зависит от воспитания, окружения, условий жизни и еще от многих факторов. «научить человека быть счастливым нельзя, - писал а. с. макаренко, - но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно». г. сковорода с ним, наверное, не согласился бы, он старался учить людей именно быть счастливыми, но не такие уже противоположные эти мысли: странствующий философ предусматривал в достижении счастья момент самопознания и даже самовоспитания. в подпочве счастья, по его мнению, лежат душевность, сердечность, простота, скромность, но не униженность, и - важно - умение понимать собственные желания и занимать место в жизни, соответствующее внутренним способностям. но последнему учить было тяжело, хотя идея будто проста. не каждый способен смотреть в собственную душу. «ищем счастье по странам, столетиям, - писал он, - а оно везде и всегда с нами: как рыба в воде, так и мы в нем, и оно возле нас ищет нас самих. нет его нигде от того, что оно везде. оно сродни солнечному сиянию - отклонения лишь вход в душу свою». итак, у каждого из нас свои пути к счастью и свое его понимание. для одних - это материальное благосостояние. для других личное счастье неразрывно со счастьем всей родины. кого-то делает счастливым власть, лесть подчиненных, деньги. а кто-то любит стены тихой лаборатории, где можно создавать, а не тратить время на администрирование. для володьки лебеды («собор» о. гончара») счастье - угодить начальству, а для николая баглая святая обязанность - сохранить для потомков собор невероятной красоты. усматривали люди счастье и в борьбе за идеалы. «лишь бороться - значит жить! » - таким было жизненное кредо каменщика. многие находят счастье в работе. есть даже полушутливая пословица приблизительно такого содержания: если человек хочет быть счастливым на месяц, ему надо влюбиться, если на год - вступить в брак, а если на всю жизнь - найти работу по душе. счастливый художник, который смотрит на только что созданное полотно. счастливая швея, которая любуется чистотой линии пошитого ею платья. счастлива девочка-первоклассница, которая впервые выполнила на «отлично». а каким несравненным счастьем может быть любовь! даже иногда не разделенная (как у франко или леси украинки), она способна вдохновлять на подвиги и на творчество. здесь речь идет не о потребности - именно о духовной любви, высокой и чистой, за которую не надо краснеть. сколько людей - столько и путей к счастью… а о каком счастье мечтаю я сегодня? поступить в институт, выучиться, а потом заниматься делом, которое мне нравится, а еще - иметь настоящую любовь. конечно, и благосостояние в доме было бы не лишним, но это не главное. я больше хочу иметь верных друзей. хочу, чтобы меня уважали. чтобы меньше было горя на земле. чтобы светило солнце и зеленели сады. что еще надо для счастья?