1. Рассказать о дружбе Пушкина и Чаадаева. 2. Выразительно прочитать стихотворение.
3. Объяснить содержание 1 строфы:
• Что значит «тихая слава»?
• Что значит «исчезли юные забавы»?
• Каким настроением проникнута 1 строфа?
4. Объяснить содержание 2 строфы:
• Какова роль союза НО?
• О каком желании говорит лирический герой?
5. Объяснить содержание 3 строфы:
• Какова политические идеалы героя и его единомышленников?
6. Объяснить содержание 4 строфы:
• Как звучит мотив призыва к борьбе за свободу?
7. Объяснить содержание 5 строфы:
• Каким настроением проникнута 5 строфа?
8. Сделать вывод, какие мысли и чувства декабристов выражены в стихотворении.
9. В чем проявился гражданский подвиг поэта в этом стихотворении?
«Высоко полный месяц стоит…»
Иван Бунин.
«Высоко полный месяц стоит…»
Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной землей,
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.
В белой мгле, на широких лугах,
На пустынных речных берегах
Только черный засохший камыш
Да верхушки ракит различишь.
И река в берегах чуть видна…
Где-то мельница глухо шумит…
Спит село… Ночь тиха и бледна,
Высоко полный месяц стоит.
1887 г.
Это стихотворение Иван Алексеевич Бунин написал в 17 лет.
Тема: Сельский ночной пейзаж в полнолунье.
Идея: Гармония человека и природы.
Жизнь села, жители которого которое встают и ложатся с солнышком, подчинена природным ритмам. Спящее село гармонично вписывается в окружающий пейзаж. Тихий шум воды у построенной человеком мельницы не нарушает разлитый в природе покой, а, напротив, действует умиротворяюще, лишая пейзаж статичной застылости и придавая ему дополнительное очарование.
Стихотворение состоит из трех строф. Композиция кольцевая. Взгляд лирического героя сначала привлекает полный месяц в небесах. Потом по лунному свету опускается к стелющемуся над землей туману. Во второй строфе лирический герой уже осматривает все вокруг, замечает нарушающие линию горизонта черные штрихи камыша и плавные контуры верхушек ракит. В третьей строфе взгляд лирического героя скользит по речной глади, пытаясь рассмотреть мельницу. Герой вслушивается в тихий шум воды и констатирует, что село мирно спит. Он снова поднимает голову к небесам - последняя строчка повторяет первую.
Мне кажется, герой благодарит небеса за размеренный круговорот жизни и природы, за красоту и покой. В этом стихотворении нет никаких мистических намеков, связанных с полнолуньем.
Нарисованная поэтом картина мне напоминает гравюру. Здесь только черная и белая краски в оттенках и переходах: белесость тумана, серебристый лунный свет, бледная ночь.
Звукозапись лучшему восприятию. Успокаивающий звук "с", плавный и музыкальный "л", задумчивый "н" - все они подчеркивают умиротворенность рисуемого образа ночи. Звуками "х", "ч", "ш", "щ" в конце второй строфы, где "черный засохший камыш, да верхушки ракит различишь", заставляет прислушаться к шороху и предваряет образ глухо шумящей воды в третьей строфе.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: полный месяц, туманная земля, бледный свет, напоенные луга, белая мгла, широкие луга, пустынные берега, черный засохший камыш. Они все в одном ряду, подчинены общему замыслу.
Олицетворение : месяц стоит, ночь тиха и бледна, напоенные луга. Природа поэтом одушевляется.
Метонимия: село спит. Сон людей переносится на место действия.
Рифмовка первой и третьей строф перекрестная, второй - парная. Рифмы мужские, с ударением на последнем слоге.
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Этот размер, с его нарастающей ритмикой, придает описываемой картине величественность.
Мне очень нравится это стихотворение. Настроение при его прочтении лирическое, на душе воцаряются покой и восхищение красотой и гармонией окружающего мира.
Сходство пословиц и поговорок в том, что это краткие, меткие, народные афоризмы, часто сказанные в рифму.
Но, пословицы – это завершенные логически выражения, которые носят назидательный характер и характеризуют действие. В них присутствует мораль или поучение. Примеры:
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
Готовь телегу зимой, а сани летом.
Волков бояться – в лес не ходить.
А поговорки – это меткие народные высказывания, которые не поучают и характеризуют явление. Примеры:
Краткость – сестра таланта.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Первый блин комом.