Более полувека иван сергеевич тургенев находился в центре общественной и духовной жизни россии и западной европы и «в течение всего этого времени… стремился… воплотить в надлежащие типы… быстро изменявшуюся людей культурного слоя, который преимущественно» служил «предметом» его «наблюдений» . тургенев много сделал для сближения и западноевропейской культуры. нельзя без любви относиться к родному языку. человек, не уважающий свой язык, сам не достоин уважения - это как не любить свою родину, свой город, свою улицу, свой дом и своих родных. родной язык тургеневу «во дни сомнений» и «тягостных раздумий о судьбах … родины» . в языке писатель видел «поддержку» и «опору» во всем, что касалось родной стороны. тургенев высоко ценит красоту и величие языка, называет его «великим» , «могучим» , «правдивым» и «свободным» . я думаю, что похожие чувства тургенев испытывал и к великому народу - тоже могучему, смелому, любящему правду и свободу. язык для тургенева не просто «средство к выражению мы ли» , но сама мысль. в языке народа — весь богатейший мир е: понятий, его миросознание, отображение духовной сущности ч ловека, которая возвышает личность над бессмысленностью пр родного бытия. к языку тургенев обращался за поддержкой в своих сомн ниях и поисках. совершенство и богатство языка бы. для него доказательством духовного здоровья и величия наро, д «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный язык! не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! » перед самым концом жизни тургенев вновь ищет и обретает опору в мыслях о языке. это стихотворение завершало цикл «стихотворений в прозе» — самое совершенное, истинный шедевр мастера, итог итогов — « язык» . читая стихотворение, понимаешь силу великой любви писателя к родине, ее народу, гордость за принадлежность к россии. эту любовь тургенев завещал и нам, современным читателям его произведений, и в первую очередь его стихотворений о природе, любви, красоте.
Горе матери-крестьянки раскрыта в стихотворении «орина, мать солдатская» (1863) в этом стихотворении поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. в основе стихотворения - быль. некрасов вспоминал: "орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить". горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер: девять дней хворал иванушка, на десятый день преставился. богатырского сложения, здоровенный был детинушка! жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам: вдруг метнулся.. смотрит жалобно.. повалился - плачет, кается, крякнул: "ваше благородие! " вижу - задыхается.. мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная! . для мужской части дореформенной деревни величайшим бедствием была двадцатилетняя рекрутчина крестьянин возвращался с военной службы или больным («орина, мать солдатская» ) или изувеченным инвалидом с грошовым пенсионом («полного выдать не велено: сердце насквозь не прострелено» — «кому на руси жить хорошо») . голодная, нищая и бесправная деревня выгорает («ночлеги» ) и вымирает («похороны» , «мороз-красный нос») . это стихотворение прославляет материнскую и сыновнюю любовь, которая торжествует на только над ужасами николаевской солдатчины, но и над самой смертью. аринушка глубоко страдает, наблюдая мучения сына, но не ропщет, не возмущается, принимает мир божий таким, какой он есть.поразительно, что в самый трагический момент своей жизни крестьянка все-таки слышит соловьиное пение и остро переживает его красоту (отсюда эмоционально-выразительное наименование соловья "соловушкой").