1.С каким чувством вы закончили чтение повести? 2.Какой эпизод при чтении вызвал у вас наиболее сильное волнение?
3.Можно ли сказать, что кому-то из героев повести вы сочувствуете, кого-то осуждаете?
4.Почему рассказчик через несколько лет решил заехать на станцию к Самсону Вырину, хотя это
было не по пути? Какие чувства побудили его к этому? Как это характеризует рассказчика?
5.Опишите природу в день приезда рассказчика в село. Как пейзаж передает его душевное
состояние?
6. Что узнал рассказчик от местных жителей.
7.Чьими глазами мы видим Дуню в финале повести? Что узнаем мы о ней?
8.Как вы думаете, что послужило причиной приезда Дуни в родное село? Знала ли она раньше о
смерти отца? Почему Дуня отказалась от предложения мальчишки проводить ее до кладбища?
9.Что привело рассказчика на место бывшей станции, где служил старый смотритель?
10.Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик “не жалел уже ни о поездке, ни о
семи истраченных рублях”?
11.Почувствовали ли вы, как рассказчик относится к Самсону Вырину, к его дочери? Попробуйте
подтвердить свои мысли цитатами из текста. (При ответе на последний вопрос должны прозвучать
фразы рассказчика: “долго не мог я забыть старого смотрителя”, “долго думал я о бедной Дуне” и
др.).
12.Почему рассказчик называет Дуню “бедной”? Какой смысл вкладывает он в это слово?
Обратим внимание, что это определение мы встречаем не один раз (“где некогда поцеловала меня
бедная Дуня”).
“После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы,куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-тоскоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.”
Война, лишив детей их родителей, сделала сирот очень самостоятельными, хозяйственными, практичными. Несмотря на то, что при корове они особо ни в чем не нуждались, Митраша зарабатывал бондарным ремеслом, Настя делала все по хозяйству.