1. С каким миропониманием связано понятие «символизм»? o Материалистическим
o Идеалистическим
2. В какую эпоху возник символизм?
o Расцвет культуры
o Кризис культуры
3. Символизм является эстетической попыткой:
o Описать реальную действительность
o Уйти от противоречий реальной действительности
4. Заполните таблицу соответствующими именами
«старшие»
«младшие»
5. Для творчества символистов характерна тяга к:
o Созданию конкретных образов
o Таинственному и неведанному миру
6. Что занимало особое место в творчестве символистов?
o Следование традициям классической литературы
o Художественное новаторство
7. Отметьте стихотворные отрывки, характерные для символистов6
o Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних мечтах,
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
o Вечно юный, как сон, сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других, Я – изысканный стих
o Девушка стоит пред смертью, смело
Грозного удара ожидая.
Смерть бормочет – жертву :
- Ишь ты ведь, какая молодая!
8. Для кого из символистов характерен культ «солнечного золота»:
o В. Брюсов,
o М. Волошин,
o А. Белый, Ф.
o Сологуб, А.
o Блок,
o К. Бальмонт
9. Годом своего рождения акмеисты считали: год
По свидетельствам современников, сюжет “Ревизора” Гоголю подсказал Пушкин. Гоголь обратился попросил поэта дать ему сюжет “смешной или не смешной, но русский чисто анекдот”. Гоголь пообещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта” - и сдержал обещание: комедия действительно получилась невероятно смешной.
Начиная с премьер в Петербурге и Москве 1836 году, комедия всегда имела грандиозный успех у публики. Комедия "Ревизор" оказала огромное влияние на российское общество - настолько, что фамилия главного героя стала именем нарицательным и возникло слово "хлестаковщина". Так стали называть сочетание крайней несерьезности с безудержным, беззастенчивым враньем и хвастовством.
Разумеется, не обошлось и без волны критики, что обрушилась и на саму пьесу, и на автора. Критики не случайно ругали пьесу: очень уж острой и актуальной она была. К тому же, они могли узнать в героях комедии себя. Гоголь обладал даром создавать типичные образы, в которых любой мог найти свои черты или черты своих знакомых.
Гоголь вывел на сцену множество характеров, а также вскрыл общественные пороки, порожденные самодержавием и крепостническим строем: казнокрадство, взяточничество, лень, угодничество и многие другие.
В некотором роде ответом Гоголя критикам стал эпиграф к комедии, появившийся через шесть лет после выхода комедии в свет. Это известная народная пословица: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
«говорящие» фамилии не только указывают на какой-то аспект
характера героя, но еще и отсылают к теме человеческого общения —
«говорение» (Фамусов от лат. fama — «молва» ; Репетилов от франц.
repeter — «повторять» ; Хлестова от «хлесткий» ; «скалить зубы»
(Скалозуб) ; «слушание» (Тугоуховские) , «молчание» (Молчалин) .
Таким образом, имена героев значимы не только по отдельности, но и
все вместе: в совокупности они составляют важный символический
ключ к пониманию проблематики «Горя от ума» : ведь это комедия о
трудностях общения (именно поэтому сквозные мотивы в ней —
глухота и непонимание) . Такая глубокая символичность не свойственна
«говорящим» фамилиям в классицизме.
Фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки.