1. Складіть і в робочому зошиті запишіть план характеристики Соломії. Алгоритм складання плану характеристики художнього образу дивіться в рубриці «Літера-
турознавчий навігатор».
2. Схарактеризуйте за планом усно або письмово (на вибір) образ Соломії.
201
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.
Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Так, Л.Н. Толстой в автобиографической повести «Детство» описывает жизнь Николеньки Иртеньева, который на страницах произведения растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
Маленький герой окружен любовью и заботой своих близких – маменьки, гувернера, няни. Под их влиянием Николенька растет добрым мальчиком, ему присуще «чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор…»
Жизнь героя — это уроки в классе, игры с друзьями, общение с маменькой, которую Николенька боготворит. Однако мальчик растет, меняется и его жизнь. Он уезжает в Москву, заводит новых друзей, разлучается и, позже, теряет маменьку.
В повести Николенька совершает ошибки, пытается исправлять их, делает выводы. Так, он несправедливо думает о добрейшем гувернере Карле Ивановиче, обижается на няню Наталью Савишну, придумывает страшный сон «будто maman умерла и ее несут хоронить». Вместе с приятелями герой издевается над слабым Иленькой Грапом, хотя ему это и не очень нравится: «В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело». Но важно, что из каждого «недостойного» эпизода Николенька выносит свой урок, понимает, почему он поступил неправильно.
Детство как самый чистый и невинный период в жизни изображается и Буниным в рассказе «Цифры». Маленький Женечка – воплощение непосредственности, наивности, шаловливости и проказливости: «И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!» Он очень любит своих родных, безмерно уважает дядю, приехавшего из Москвы.
Писатель подчеркивает, что ребенок очень зависит от взрослых, его легко обидеть или унизить. Но это самое страшное преступление — маленький человек незлоблив, однако причиненную боль может помнить всю жизнь.
Таким образом, детство в произведениях Толстого и Бунина изображается как важнейшая пора жизни каждого человека. Именно в детстве, по мнению этих писателей, формируется характер и мировоззрение личности. Кроме того, детство, несмотря ни на что, счастливейшая – «золотая» — пора жизни, наполненная светом, радостью ежедневных открытий, чистотой души.
Объяснение:
1.Фольклор-устное народное творчество
Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.
2.Погово́рка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение.
Пословица-Краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (для достижения результата необходимо приложить усилия)
Встречают по одежке, провожают по уму (важно первое впечатление о челевеке)
Волков бояться-в лес не ходить(нужно бороться со своими страхами)
Один в поле не воин (надо держаться вместе)
Любишь кататься-люби и саночки возить(для достижения результата необходимо приложить усилия)
Пословицы издавна создавались народом, на основе наблюдений и многолетнего опыта, поэтому никто не считает возможным пословицу неверно описывающую жизни
4.Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы.Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси.
ЛЕТОПИСЬ
Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам.
«Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»
ПОУЧЕНИЕ Духовное завещание отца детям. "Поучение Владимира Мономаха"
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) Жизнеописание святого. "Житие Бориса и Глеба", "Житие Сергия Радонежского", "Житие протопопа Аввакума"
ХОЖДЕНИЕ (Описание путешествий.) "Хождение за три моря", "Хождение Богородицы по мукам"
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ (Описание военных походов. )"Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"
СЛОВО (Жанр красноречия.) "Слово о Законе и Благодати", "Слово о погибели Русской земли"
ЛÉТОПИСЬ
Женский род
1.
Погодная запись исторических событий, производимая современником.
"Древнерусские летописи"
2.
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
То же, что история