Гоголю в пьесе «Ревизор» удалось достичь высочайшего уровня обобщения при создании образа Хлестакова. Являясь, по словам Гоголя, «пустейшим» человеком, он действует порывисто, как маленький избалованный ребенок. Эта младенческая непосредственность проявляется на протяжении всей пьесы в каждом из поступков Хлестакова. Находясь в стесненном положении, он просит слугу о потому, что привык к его опеке. Требуя от трактирного слуги обед, Хлестаков искренне верит, что его желание поесть вызовет сочувствие, а приготовленной на кухне едой с ним непременно должны поделиться. Поэтому, когда наш герой обнаруживает, что чиновники готовы его обихаживать, он даже не задумывается, что тут что-то не так. Он радостно принимает подношения, причем надеется вернуть долги (раньше отец давал ему деньги, почему бы и сейчас не дать). Его избалованность и неопытность приводят к тому, что он даже не догадывается о мотивах поведения остальных участников событий.
Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.
Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.
Хлестаков - не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.
Артемий Филипович. Имел честь сопровождать вас и принимать лично во вверенных моему смотрению богоугодных заведениях.
Хлестаков. А, да! Помню. Вы очень хорошо угостили завтраком.
Артемий Филипович. Рад стараться на службу отечеству.
Хлестаков. Я, признаюсь, это моя слабость: люблю хорошую кухню. Скажите мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?
Артемий Филипович. Очень может быть Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать. Судья тоже, который только что был пред моим приходом, ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак, и поведения, если признаться пред вами, конечно для пользы отечества, я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, поведения самого предосудительного: здесь есть один помещик Добчинский, которого вы изволили видеть, и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… и нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.
Хлестаков. Скажите А я никак этого не думал.
Артемий Филипович. Вот и смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность. Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно. Не прикажете ли, я всё это изложу лучше на бумаге?
Хлестаков. Хорошо, хоть на бумаге. Мне очень будет приятно. Я, знаете, эдак люблю в скучное время прочесть что-нибудь забавное… Как ваша фамилия? Я всё позабываю.
Артемий Филипович. Земляника.
Хлестаков. А, да, Земляника. И что ж, скажите есть у вас детки?
Артемий Филипович. Как же-с, пятеро; двое уже взрослых.
Хлестаков. Скажите: взрослых! а как они… как они того?..
Артемий Филипович. То есть не изволите ли вы спрашивать, как их зовут?
Хлестаков. Да, как их зовут?
Артемий Филипович. Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя.
Хлестаков. Это хорошо.
Артемий Филипович. Не смея беспокоить своим присутствием, отнимать времени, определенного на священные обязанности… (Раскланивается с тем, чтобы уйти.)
Хлестаков (провожая). Нет, ничего. Это всё очень смешно, что вы говорили и в другое тоже время… Я это очень люблю. (Возвращается и, отворивши дверь, кричит вслед ему): Ей вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество.
Артемий Филипович. Артемий Филипович.
Хлестаков. Сделайте милость, Артемий Филипович, со мной странный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы рублей четыреста?
Артемий Филипович. Есть.
Хлестаков. Скажите, как кстати. Покорнейше вас благодарю.
Гоголю в пьесе «Ревизор» удалось достичь высочайшего уровня обобщения при создании образа Хлестакова. Являясь, по словам Гоголя, «пустейшим» человеком, он действует порывисто, как маленький избалованный ребенок. Эта младенческая непосредственность проявляется на протяжении всей пьесы в каждом из поступков Хлестакова. Находясь в стесненном положении, он просит слугу о потому, что привык к его опеке. Требуя от трактирного слуги обед, Хлестаков искренне верит, что его желание поесть вызовет сочувствие, а приготовленной на кухне едой с ним непременно должны поделиться. Поэтому, когда наш герой обнаруживает, что чиновники готовы его обихаживать, он даже не задумывается, что тут что-то не так. Он радостно принимает подношения, причем надеется вернуть долги (раньше отец давал ему деньги, почему бы и сейчас не дать). Его избалованность и неопытность приводят к тому, что он даже не догадывается о мотивах поведения остальных участников событий.
Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.
Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.
Хлестаков - не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.
Комедию «Ревизор» написал Гоголь.
Вот отрывок, где Земляника разговаривает и дает взятку Хлестакову:
Артемий Филипович. Имею честь представиться: попечитель богоугодных заведений, надворный советник Земляника.
Хлестаков. Здравствуйте покорно садиться.
Артемий Филипович. Имел честь сопровождать вас и принимать лично во вверенных моему смотрению богоугодных заведениях.
Хлестаков. А, да! Помню. Вы очень хорошо угостили завтраком.
Артемий Филипович. Рад стараться на службу отечеству.
Хлестаков. Я, признаюсь, это моя слабость: люблю хорошую кухню. Скажите мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?
Артемий Филипович. Очень может быть Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать. Судья тоже, который только что был пред моим приходом, ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак, и поведения, если признаться пред вами, конечно для пользы отечества, я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, поведения самого предосудительного: здесь есть один помещик Добчинский, которого вы изволили видеть, и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… и нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.
Хлестаков. Скажите А я никак этого не думал.
Артемий Филипович. Вот и смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность. Он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно. Не прикажете ли, я всё это изложу лучше на бумаге?
Хлестаков. Хорошо, хоть на бумаге. Мне очень будет приятно. Я, знаете, эдак люблю в скучное время прочесть что-нибудь забавное… Как ваша фамилия? Я всё позабываю.
Артемий Филипович. Земляника.
Хлестаков. А, да, Земляника. И что ж, скажите есть у вас детки?
Артемий Филипович. Как же-с, пятеро; двое уже взрослых.
Хлестаков. Скажите: взрослых! а как они… как они того?..
Артемий Филипович. То есть не изволите ли вы спрашивать, как их зовут?
Хлестаков. Да, как их зовут?
Артемий Филипович. Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя.
Хлестаков. Это хорошо.
Артемий Филипович. Не смея беспокоить своим присутствием, отнимать времени, определенного на священные обязанности… (Раскланивается с тем, чтобы уйти.)
Хлестаков (провожая). Нет, ничего. Это всё очень смешно, что вы говорили и в другое тоже время… Я это очень люблю. (Возвращается и, отворивши дверь, кричит вслед ему): Ей вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество.
Артемий Филипович. Артемий Филипович.
Хлестаков. Сделайте милость, Артемий Филипович, со мной странный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы рублей четыреста?
Артемий Филипович. Есть.
Хлестаков. Скажите, как кстати. Покорнейше вас благодарю.
Объяснение: