1. Соответствует ли имя героя его сущности?
Сагласны ли вы с такой оценкой автора?
2. Почему, на ваш взгляд, Мизгирь оставил
любящую его Купаву?
3. Что поразило его в Снегурочке? Действитель-
о ли он полюбил ее?
4. За что судят Мизгиря? Согласны ли вы с его
осуждением? Достоин ли герой сочувствия?
5. Почему Мизгирь сам обрекает себя на смерть?
6. Выразите свое отношение к герою чень нужно,
Раз в школу маленький Сурок
Пришёл, не выучив урок.
Он сел за парту и затих,
От страха глазки опустив.
Учитель был суров и строг,
Сказал: "К доске иди, Сурок! "
Стоял тот долго у доски.
Из глаз струились ручейки+
Тогда учитель сел за стол
И малышу поставил кол.
+С урока прозвенел звонок,
Домой отправился Сурок.
Портфель его был так тяжёл,
Ведь там лежал огромный кол.
Что дома ждёт Сурка теперь?. .
И он Ежу отдал портфель.
+Домой он радостно бежал,
Поскольку кол был у Ежа.
Теперь за кол ответит Ёж.
О, как же план его хорош!
Но лишь открыла мама дверь,
Тотчас спросила: "Где портфель? "
...Весь день в углу стоял Сурок.
Он ничего понять не мог.
Ведь не принёс он кол, за что ж
Наказан был сегодня, всё ж?
План пересказа
1. Автор вспоминает свои детские годы и размышляет о судьбе лошади.
2. Рассказчик описывает свою любимицу — лошадь Клару (ее он также зовет Рыжухой).
3. Диалог лошади с рассказчиком.
4. Автор печалится, так как безвозвратно ушло то время, когда без лошади было немыслимо существование человека.
5. Автор кормит лошадей хлебом и думает о том, что ему нечего сказать им в утешение.
Пересказ
Рассказ начинается с воспоминаний автора о детских годах, когда он брал с собой хлеб и подкармливал лошадей. Самые сложные и противоречивые чувства вызывали у него лошади. Они волновали, радовали его крестьянское сердце. Автор часами мог смотреть на этих добрых и умных животных. Но очень часто лошади вызывали чувство жалости и непонятной какой-то вины перед ними. Ему жаль было лошадей, когда конюх Миколка иногда не кормил их, не поил вовремя.
И вот в один из дней рассказчик не шел, а бежал к лошадям, потому что среди них была его любимица Клара, или Рыжуха. Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, при к условиям Севера. Эта кобылка выделялась среди своих сородичей. Некоторые лошади выглядели неряшливыми, с гноящимися глазами, а Рыжуха была всегда чистая, сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Завидев мальчика, она подавала свой звонкий голос. Но в этот день Рыжуха никак не прореагировала на его появление. Тот забеспокоился: что же с ней случилось?! Он знал, что Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.
Он кормил Рыжуху хлебом, но она не брала его. Слезы, большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы лились из ее глаз. И лошадь вдруг заговорила (автор использует элемент сказки, фантастики). Рыжуха рассказала, что она поспорила с лошадьми о жизни. Она вспоминала добрые времена, когда их, лошадей, жалели, берегли, а другие лошади подняли ее на смех, стали издеваться над нею. И тут Рыжуха опять расплакалась. Рассказчик ее успокоил. И вот что лошадь рассказала ему. Оказывается, на дальнем покосе Рыжуха познакомилась с такой же старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. Когда им было невмоготу, старая кобыла стала ее подбадривать песнями. Слушая песни, Рыжуха забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой лупил их мужик. Рыжуха спросила Забаву (так звали другую кобылку), не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье. Она отвечала, что эти песни певала еще ее мать, и они передавались из поколения в поколение.