1.Сколько сыновей было у старика со старухой? (Трое) 2.Как чудо-юдо хочет людей истребить? (Спалить огнем) 3.Как звали самого молодого из братьев? (Иванушка) 4.Какое оружие посоветовал прохожий дедушка добыть молодцам? (Мечи булатные) 5.Где можно было добыть это оружие? (В пещере, заваленной большим камнем) 6.У кого молодцы по пути на ночлег остались? (У старухи, которая одна уцелела после набега чуда-юда) 7.Почему Иван в первую ночь вместо брата дежурил? (Потому что старший брат на посту заснул) 8.Сколько голов было у чуда-юда? (Шесть) 9.Чем на посту занимался средний брат? (Он, как и старший, спал в кустах) 10.Как Иван рассказал братьям о встрече с чудом-юдом? (Привел их и показал чудо-юдовы головы) 11.Как называлась река, возле которой происходили действия? (Смородина) 12.Как вызывал на подмогу своих спящих братьев Иван? (Свистнул и бросил свою рукавицу им в избушку) 13.От чего братья Ивана наконец проснулись? (От того, что когда Иван бросил в дом шапку, он чуть не разломался на части) 14.Кто готовит месть для Ивана за чудо-юдову смерть? (Три жены чудо-юдовы и мать) 15.Чем закончилась сказка? (Все чуда-юда на земле исчезли и настал мир)
Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт» ; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом: …Ваш долг от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Но, по словам поэта, «властители и судии» : Не внемлют! – видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом: Цари! Я мнил: вы боги властны, Никто над вами не судья; Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы» . Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве» . Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки: А слава тех не умирает, Кто за Отечество умрет: Она так вечно и сияет, Как в море ночью лунный свет. По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».
2.Как чудо-юдо хочет людей истребить? (Спалить огнем)
3.Как звали самого молодого из братьев? (Иванушка)
4.Какое оружие посоветовал прохожий дедушка добыть молодцам? (Мечи булатные)
5.Где можно было добыть это оружие? (В пещере, заваленной большим камнем)
6.У кого молодцы по пути на ночлег остались? (У старухи, которая одна уцелела после набега чуда-юда)
7.Почему Иван в первую ночь вместо брата дежурил? (Потому что старший брат на посту заснул)
8.Сколько голов было у чуда-юда? (Шесть)
9.Чем на посту занимался средний брат? (Он, как и старший, спал в кустах)
10.Как Иван рассказал братьям о встрече с чудом-юдом? (Привел их и показал чудо-юдовы головы)
11.Как называлась река, возле которой происходили действия? (Смородина)
12.Как вызывал на подмогу своих спящих братьев Иван? (Свистнул и бросил свою рукавицу им в избушку)
13.От чего братья Ивана наконец проснулись? (От того, что когда Иван бросил в дом шапку, он чуть не разломался на части)
14.Кто готовит месть для Ивана за чудо-юдову смерть? (Три жены чудо-юдовы и мать)
15.Чем закончилась сказка? (Все чуда-юда на земле исчезли и настал мир)
…Ваш долг от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но, по словам поэта, «властители и судии» :
Не внемлют! – видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
Цари! Я мнил: вы боги властны,
Никто над вами не судья;
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы» . Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве» . Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрет:
Она так вечно и сияет,
Как в море ночью лунный свет.
По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».