Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло ещё в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал всё, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на своё и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную весёлость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника.. . Эта странная республика была именно потребностию того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу". Образ Тараса Бульбы относится к числу художественных шедевров русской литературы: неукротимый воитель, беззаветно преданный идеалам и традициям запорожского казачества, решительный и неустрашимый предводитель, - Тарас Бульба выведен Гоголем как эмблема Запорожской Сечи в её самом благородном историческом значении. Для идейного содержания "Тараса Бульбы" показательна сцена выбора кошевого - верховной власти Запорожской Сечи, и данный эпизод предназначается для показа внутренней динамики Запорожской Сечи в её коллективистском облике. Эта сцена призвана превознести и оттенить неограниченную свободу и независимую волю казаков, заложенных в государственном устройстве Сечи. Однако исторические материалы и факты неоспоримо свидетельствуют, что хваленая свобода и казацкая воля представляют собой буйное беснование толпы и произвол экзальтированной, как правило, пьяной массы, направляемой из-за кулис ловкими демагогами. Запорожская Сечь есть экзотический осколок демократии демоса. запорожский мир украинской истории лишён духовного порядка по самому своему определению: возникнув в качестве защиты от степных кочевников, казачество со временем превратилось в особую касту, для которой война, разбой, битвы стали профессией, а насилие было идеологией и нормой поведения, что само по себе исключает приоритеты духовных моментов в казацкой душе. Девиз - "за православную веру", которым постоянно козыряли казаки как духовной мотивацией, на деле есть не более, чем боевой клич, поднимающий тонус уничтожения и разрушения в войнах. Образ Тараса Бульбы, эмоционально поданный Гоголем национальным героем-воителем, в глубинном разрезе необходимо несёт антидуховные черты: в семейной жизни Тарас жестокий деспот. Который отказал несчастной матери полюбоваться своими детыми; в запорожской жизни Тарас ловкий интриган: когда, желая похвастаться своими сынами, он задумал устроить войну и наткнулся на противодействие кошевого атамана, то устроил политический переворот в Сечи; и, наконец, Тарас - сыноубийца. И в этом нет противоречия: осознанно, с упоением говорит Гоголь о героических деяниях запорожцев и Тараса Бульбы, а подсознательно, врождённым инстинктом, чувствует Гоголь несоответствие, непричастность милитаристской воли к духовному качеству. Естественно напрашивается во касающееся сути украинской духовности: что есть Запорожская Сечь - свободолюбивая республика или пиратское гнездо, и, соответственно, что есть Тарас Бульба - национальный герой или бандитский атаман? У Гоголя отсутствует подобная постановка вопроса, у Гоголя нет вопроса, а есть только утверждение, к тому же данное в восклицательной форме.
Осень 1825 года Пушкин провел в Михайловском. Еще в январе к нему приезжал его лицейский друг И. И. Пущин, который в доверительной беседе посвятил Пушкина в тайну заговора декабристов. Теперь, осенью, Пушкин один отмечал день основания Лицея и вспоминал о своих друзьях. Эти задушевные воспоминания родили впоследствии стихи, посвященные друзьям: «Мой брат родной по музе, по судьбам» — о Кюхельбекере, «Мой первый друг, мой друг бесценный» — о Пущине.
19 октября 1825 года он написал о себе и своих лицейских друзьях:
Все те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.
Восстание декабристов было подавлено. Но Пушкин оставался верным памяти друзей. Своим друзьям-декабристам он посвятил послание «Во глубине сибирских руд...» (1827). Пушкин передал его А. Г. Муравьевой, уезжавшей к мужу в ссылку. Поэт обращается к тем, кто томился в ссылке и на каторге, со словами веры:
Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.
Он верил, что «придет желанная пора», когда «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы». Пушкин верил, что его «свободный глас» прозвучит голосом поддержки тем, кто своей свободой заплатил за провозглашенные идеалы.
Воздавая должное подвигу декабристов, поэт в целом считал их миссию завершенной. Он верил, что придут новые люди, новое поколение, и они довершат начатое дело: «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут...» Тогда свобода примет декабристов радостно у входа, а вернее, у выхода из темницы. Мечи будут им возвращены, но уже не для сражения, а как символ офицерской чести.
«Во глубине сибирских руд» выражало веру в подъем новых волн русского освободительного движения.
Естественно напрашивается во касающееся сути украинской духовности: что есть Запорожская Сечь - свободолюбивая республика или пиратское гнездо, и, соответственно, что есть Тарас Бульба - национальный герой или бандитский атаман? У Гоголя отсутствует подобная постановка вопроса, у Гоголя нет вопроса, а есть только утверждение, к тому же данное в восклицательной форме.
Осень 1825 года Пушкин провел в Михайловском. Еще в январе к нему приезжал его лицейский друг И. И. Пущин, который в доверительной беседе посвятил Пушкина в тайну заговора декабристов. Теперь, осенью, Пушкин один отмечал день основания Лицея и вспоминал о своих друзьях. Эти задушевные воспоминания родили впоследствии стихи, посвященные друзьям: «Мой брат родной по музе, по судьбам» — о Кюхельбекере, «Мой первый друг, мой друг бесценный» — о Пущине.
19 октября 1825 года он написал о себе и своих лицейских друзьях:
Все те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.Восстание декабристов было подавлено. Но Пушкин оставался верным памяти друзей. Своим друзьям-декабристам он посвятил послание «Во глубине сибирских руд...» (1827). Пушкин передал его А. Г. Муравьевой, уезжавшей к мужу в ссылку. Поэт обращается к тем, кто томился в ссылке и на каторге, со словами веры:
Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Он верил, что «придет желанная пора», когда «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы». Пушкин верил, что его «свободный глас» прозвучит голосом поддержки тем, кто своей свободой заплатил за провозглашенные идеалы.
Воздавая должное подвигу декабристов, поэт в целом считал их миссию завершенной. Он верил, что придут новые люди, новое поколение, и они довершат начатое дело: «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут...» Тогда свобода примет декабристов радостно у входа, а вернее, у выхода из темницы. Мечи будут им возвращены, но уже не для сражения, а как символ офицерской чести.
«Во глубине сибирских руд» выражало веру в подъем новых волн русского освободительного движения.