1) У «дома с фигурами» (особняк Грибушиных в Перми на улице Ленина) есть реальная история (см. справочный материал). Сравните её с историей, введенной в роман. Какова роль художественного вымысла? 2) Как Вы думаете, почему Пастернак поселил свою героиню Ларису Антипову именно у «дома с фигурами»? Какие отношения связывают Лару и Юрия Живаго? На фоне каких исторических событий разворачивается их история?
3) Какую роль в отрывке играет мотив ветра? Своё мнение подтвердите цитатами.
Особняк Грибушиных
История особняка началась в 1897 г., когда он был возведен. Изначально особняк принадлежал семье чиновника В. В. Кашперова, в 1899 г. был перекуплен сыном миллионера и винодела А. Ф. Поклевского-Козелл. Как выглядел дом в то время – неизвестно, однако точно известно, что имел другой облик. Хотя уже тогда сочетал в себе стилистику позднего классицизма и зарождающегося модерна.
В 1905 г. особняк покупает Сергей Михайлович Грибушин, Потомственный Почетный гражданин Перми и Кунгура, переехавший в 1900 г. в Пермь в интересах расширения бизнеса. Он нанял самого известного в городе архитектора Александра Бонавентуровича Турчевича и перестроил особняк на свой лад.
Сергей Михайлович Грибушин, владелец дома по ул. Покровской (ныне ул. Ленина), 13, был управляющим и совладельцем Торгового дома «М. И. Грибушина наследники» (оптовая торговля чаем, сахаром, восточными товарами на крупнейших ярмарках России). Он был гласным Пермской городской думы, председателем Пермского музыкального общества, благотворителем. Особняк на Покровской окружал сад. И благодаря анфиладе комнат и большим окнам с торцов здания можно было внутри ощущать себя в окружении деревьев. В саду находилась резная беседка в виде русской избушки. В саду, как и в доме, часто звучала музыка, салон Грибушиных с удовольствием посещали пермские меломаны. В более позднем пристрое к дому находилась чайная лавка (пристрой в первоначальном виде сейчас не существует).
Среди действующих лиц романа есть две исторические фигуры: императрица Екатерина и Пугачев. Екатерина появляется только в конце романа как лицо эпизодическое, и ее образ не раскрыт до конца. Более широко и реалистично раскрыт образ Пугачева.
Пугачев впервые появляется перед нами в главе II романа в роли случайного дорожного спутника Гринева. Его хладнокровие и уменье ориентироваться в обстановке Гринева во время бурана. Эта же глава знакомит нас с внешностью и народным языком Пугачева. Во второй части романа судьба снова сталкивает с ним Гринева. Пугачев умеет платить добром за услугу, оказанную ему когда-то: он избавляет Гринева от смерти, отпускает его на свободу и Марью Ивановну. Пугачев держит себя с Гриневым просто и великодушно, хотя Гринев и не скрывает, что считает его самозванцем (гл. VIII]. Восстание Пугачева для Гринева - «бунт, бессмысленный и беспощадный». Тем не менее симпатия к вождю восстания заставляет Петра Андреевича позже сожалеть о его казни.
Личность Пугачева как вождя восстания раскрывается во второй части романа.
В характере его много положительных черт: смелость, природная сметливость и ум, находчивость, настойчивость, справедливость, великодушие. Эти стороны его характера делают его чрезвычайно популярным в угнетенной народной массе. Он смело ведет за собой народ. За Пугачевым идут и угнетенные народы Поволжья и Урала (башкиры, казаки), и крепостная крестьянская масса, и горнозаводские рабочие, и казачество. Воззвания его, написанные простым и выразительным языком, производят на народ сильнейшее впечатление. Правда, Пугачев жесток и скор на расправу. Так, он без раздумий отправляет на виселицу капитана Миронова и Ивана Игнатьевича. Но жестокость эта была естественно обусловлена законами той классовой борьбы, знамя которой он поднял. Таков Пугачев как вождь крестьянской массы.
Пугачев в романе - не изверг и не разбойник, как рисовали его многие современники Пушкина, а великодушный, даже благородный человек. Такое изображение Пугачева в дни Пушкина имело, несомненно, прогрессивный характер и более объективному взгляду на личность вождя народного восстания.