1. У ліричному творі проаналізуйте художню мову, розмір вірша та риму (29 сонет Шекспіра) 2. У прозовому творі визначте елементи сюжету та композиційні прийоми ("Легкий подих" І.Бунін). 3. Наведіть приклади: внутрішнього мовлення персонажа, ретардації, фрагментарного портрета (тексти на вибір студента, потрібно знайти необхідні уривки, скопіювати в роботу).
2.Видно было, что ей хотелось о чём-то заговорить со мной, разъяснить себе какое-то недоуменье, возникшее насчёт меня; но в этот раз, я не знаю почему, она удержалась. (Ф. Достоевский)
3.Только что сказал или подумал это господин Голядкин, как увидел впереди себя идущего ему навстречу прохожего, тоже, вероятно, как и он, по какому-нибудь случаю запоздалого.(Ф. Достоевский)
4.А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.(Е. Носов)
5.В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям.(А.Пушкин)
6.И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. (В.Распутин)
7.Сквозь тёмную кожу щёк Наумова проступил густой румянец. (В.Шаламов)
8.Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. (М.Шолохов)
9. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.(В.Бианки)
10.Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть, и благодаря ему, едва сводил концы с концами.(А.Куприн)
11.В запас я уволился вследствие контузии и ранения (А.Толстой)
12.Так и ещё год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось уже не вдвое или втрое, но вчетверо.(Ф.Салтыков -Щедрин)
13. На лужайке, близ дороги - множество ребят. (В. Круглов)
14.Происшествие именно благодаря неосторожности самого машиниста-наставника, а также вследствие несоблюдения надлежащих правил службы движения и эксплуатации. (А. Платонов)
15. В течение мая чаще дули северо-восточные ветры.(Н.Пржевальский)
16. Гроз в течение августа не было ни одной. (Н.Пржевальский)
17.Сговорившись насчёт завтрашнего дня,они распростились.
(К. Станюкович)
18. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали. (В.Арсеньев)
19.Впоследствии я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки.(В.Арсеньев)
20.У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой. (И.Тургенев)
Производные предлоги образованы от других частей речи. Чаще встречаются в книжной речи.
Подробнее - на -
Стремление к знаниям: "Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя".
Стремление к правде и справедливости: "Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?" "Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно".
Гордость и застенчивость: "И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать". "Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит".
Терпение, умение переносить боль и обиды: "В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали". "Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых".
Неприятие обмана и предательства: "И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, — там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно".