1. У повісті автор тричі наводить різні інструкції. Знайди їх і виразно про- читай. Поясни, яку роль вони відіграють у творі. А чи потрібні інструкції
в повсякденному житті? Де саме?
2. Розкажи, які стосунки були між членами родини Клима Джури. Відпо-
відаючи, спирайся на твір.
3. Як ти думаєш, завдяки чому Клим зміг подолати в собі страх і виховати
сміливість і кмітливість?
4. На початку й наприкінці повісті Клима хвилювали різні почуття. Опиши
їх. Поясни, чому змінилися його почуття.
5. Як характеризують головного персонажа повісті його вчинки? Відпо-
відаючи, спирайся на твір.
6. Що про Клима думають оточуючі? Відповідь підтверджуй цитатами.
7. Що ти думаєш про героя?
ответ:В разные эпохи представители семьи были боярами, окольничими, стольниками, воеводами, губернаторами, министрами, предводителями дворянств. Многие воевали: одни участвовали в Шведской войне царя Алексея Михайловича, другие в Крымских походах князя Василия Голицына, в Азовском походе Петра I, в Семилетней войне, в войнах Екатерины II, в Отечественной войне 1812 года, в Первой и Второй мировых войнах. И нет, кажется, таких наград и знаков отличия, которыми Толстые не были бы награждены, — от ордена Святого Андрея Первозванного и Георгиевских крестов всех степеней до ордена Трудового Красного Знамени... Отвага и удаль, бесстрашие и даже презрение к опасности отличали многих представителей рода, вступавших, пусть и ненадолго, на военное поприще.
Объяснение:
1946 г. принес долгожданные перемены в судьбу автора: он возвращается из Казахстана в столицу. Анализируемый текст — первый из тех, что появились после долгого перерыва. Символичное название произведения передает стремление лирического «я» избавиться от тоскливого «мрака души» и выйти навстречу ослепительному многоголосому миру, поражающему разнообразием «земных предметов».
Звуком, побуждающим субъекта речи к действию, становится петушиная песня. Герой намерен отправиться в лес, и свое желание он подкрепляет энергичным призывом. Что может увидеть тот, кто посвятил ранний час прогулке? Описанию деталей пейзажа предшествует туманная метафора, обещающая внимательному путнику увидеть в траве или на тропинках «гору серебра». Образность природной зарисовки основана на оригинальной военной семантике. Поэт изображает батальоны черных деревьев, на которых сидят птицы в шлемах. Лесные войска детализированы: ели сравниваются с пиками, а клены — с выстрелами. Корни и ветви деревьев уподобляются деталям и механизмам, применяемым в строительстве или машиностроении.
Иносказательные конструкции, базирующиеся на военно-технологической тематике, лишены коннотаций враждебности и не противопоставляют бесчувственные механические устройства ранимой человеческой душе.
По принципам, с которых организовано изображение деревьев, построена и структура образа птиц. Поведение дятлов, добывающих насекомых из-под коры, напоминает лирическому герою ремесло плотника, быстро и ловко орудующего топором. Цель напряженной работы обозначена витиеватым иносказанием: птицы стремятся извлечь музыку из «книги дубрав». В этом фрагменте возникает еще один важный мотив: объекты лесного мира отождествляются с итогами литературного труда — книгой, поэмой.
Результатом птичьих забот становится непостоянный гулкий стук, который открывает эпизод, выделенный строфически. Колебания паутины и листвы, звука и воздуха — изменчивость рассветного часа выражается энергичной короткой строкой.
Закономерным завершением радостной картины пробуждения выступает образ играющей девочки, устремляющей безбоязненный смеющийся взгляд прямо в небо.
Автор замыкает композицию текста при рефрена, подтверждающего решимость лирического героя. В концовке значение загадочной метафоры приобретает более четкие границы: ранняя прогулка сулит вдохновляющие открытия и прилив творческих сил.