1.Укажите верное определение символизма как течения в литературе:
а) одно из течений в искусстве и литературе, УТВЕРЖДАЛОСЬ КАК «ИСКУССТВО ВЫРАЖЕНИЯ»,ПРОТИВОПОСТАВЛЯВШЕЕ СЕБЯ РЕАЛИЗМУ СТРЕМЛЕНИЕМ ПЕРЕДАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛИЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ПРИ ЭТОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ОБРЕТАЛ ПРЕДЕЛЬНУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И НАПРЯЖЁННОСТЬ;
б) одно из течений в русской литературе, в его художественной системе искусство рассматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач, главное в художественном творчестве – интуитивное, мистическое прозрение, многозначность и зашифрованность содержания;
в) одно из течений в литературе и искусстве, в его основе – отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экспериментаторство в области словотворчества;
г )одно из течений в искусстве и литературе, в его основе – провозглашение «победы образа над смыслом», произведение могло не иметь содержания, но оно должно быть насыщено словесными образами.
2.Какое литературное течение возглавил В. Маяковский?
а)имажинизм б) символизм в) футуризм г) акмеизм
4.Пьеса В. Маяковского «Клоп» - сатирическое произведение, направленное против таких пороков, как:
а) подлость и трусость б) мещанство и бюрократизм
в) бессердечие и жестокость г) раболепие и чинопочитание;
5.Какие интонации слышны в приведённых строчках из поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина.
И больше нет городового…
а) марш б) городской романс в) частушки г) революционная песня
6.Членом какой партии был В.В. Маяковский в юности?
а) РСДРП б) анархистов в) монархистов г) эсеров
7.В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство А.А. Ахматовой (в молодости)?
а) футуризм б) акмеизм в) имажинизм г) супрематизм.
9.Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений:
а) любви б) строительства нового общества в) критики буржуазной морали г) природы
10.Какому русскому поэту адресованы следующие строки из стихотворения М.И. Цветаевой?
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ…
а) А.А. Фету б) А.А. Блоку в) С.А. Есенину г) Н.С. Гумилёву.
11.Какой мотив звучит в любовной лирике М.И. Цветаевой?
а) лирическая героиня эгоцентрична, не на любовь
б) противостояние судьбе в) жертвенности и покорности
12.Назовите поэта 20 века, который стал новатором в области стихосложения и писал свои произведения акцентным стихом
а) В.Я. Брюсов б) К.Д. Бальмонт в) А.А. Блок г) В.В. Маяковский
13. Укажите отличительную особенность поэзии М.И. Цветаевой:
а) стихи объективно отражают всё происходящее в жизни общества;
б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос;
в) в стихах отражена история России;
г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора.
14.Укажмте, какое стихотворение принадлежит перу В.Я. Брюсова
а) «Каменщик» б) «О дряни» в) «Молитва» г) «Жираф»
15.Назовите стихотворение В.Я. Брюсова, в котором есть строки:
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене
а) «Юному поэту» б) «Творчество» в) «Обязательства» г) «Близким»
16.Кто является теоретиком литературного направления «акмеизм»?
а) С.А. Есенин б) А.А. Блок в) Д.И. Мережковский г) Н.С. Гумилёв
17.По характерным признакам определите модернистское направление в литературе:
Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства, отказ от мистической туманности, создание зримого конкретного образа;
а) символизм б) акмеизм в) футуризм г) имажинизм
18.К какому литературному направлению принадлежали поэты?
а) Н.С. Гумилёв б) И. Северянин в) В.Я. Брюсов г) Д. Бурлюк
а) символизм б) кубофутуризм в) акмеизм г) эгофутуризм
19.Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»?
а) духовное преображение лирического героя
б) отрицание «страшного мира»
в) тема поэта и поэзии
г) тема рокового соблазна
20.Какая статья А. Блока понять отношение поэта к революции, выраженное в поэме «12»?
а) «Стихия и культура» б) «Народ и интеллигенция»
в) «Интеллигенция и Революция» г) «Катилина»
Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства. Милон – военный, жених Софьи. Честный и благородный человек Софью от козней Простаковой.
Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.
Скотинин Тарас – дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».
Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение «мудрость». В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели.
В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита.
Став новгородским архиепископом, М. всячески усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо “особножития”), разграничил мужские и женские монастыри и пр с миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники.
В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый “Владычный свод Макария”, продолжавший Новгородскую IV летопись, и “Владычный свод архиепископа Евфимия” (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил “Великий миротворный круг”, в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед.
Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино “все чтомые” на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку
Новгородского Софийского собора как вклад “на помин души” родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и “всея Руси”. Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение “иосифлянской” группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по “Чину венчания на царство”, составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда.