1)Узнав из статьи учебника о роли семьи в жизни Л. Н. Толстого, ты не удивишься тому, что историю России он осмысливает через историю семей. У каждой семьи — своя судьба, своя роль в истории государства. Да, у каждой семьи. И Л. Н. Толстой показал семьи, которые можно считать образцовыми (это Болконские и Ростовы), семьи, которые — при всей их родовитости — нельзя назвать достойными (например, Курагины), семьи самые разные… Смотри характеристику этих семей, данную в материале учебника на стр. 106. Со всеми тремя семьями связан Пьер Безухов, «незаконный сын, неожиданный богач, одиночка, психологически больше всего напоминающий автора романа» (стр. 106).
Сначала мы поговорим о семье Ростовых. Прочти фрагменты романа, помещённые в файлах «Ростовы». Конечно, здесь малая толика сказанного о них в романе. На каких нравственных ценностях основана жизнь этой семьи? Что даёт основание сказать о Ростовых «широкие, поэтичные, душевные»?
2) Прочти приведённый в сокращении эпизод встречи Андрея Болконского с сестрой и отцом накануне отправления на войну (файлы «Болконские»). На каких нравственных ценностях основана жизнь этой семьи? Что важнее для старого князя Болконского — разум или чувство, любовь к семье или долг перед Отечеством?
3)Семья Курагиных (князь Василий, Элен и Анатоль) — воплощение безнравственности. Ради выгоды они лгут, лицемерят, для них нет моральных норм. Вспомни, например, как ради богатства Элен выходит замуж за Пьера, изменяет ему с Долоховым, не стыдясь этого; как Анатоль ради перспектив выгодной женитьбы обольщает Наташу Ростову, которая готова была с ним сбежать; как меняет своё отношение к Кутузову князь Василий…
В файлах с выдержками из романа, где говорится о Наташе и Пьере, прочти, как развивалось их чувство и какая получилась у них семья. Как автор показывает духовную связь между Пьером и Наташей? На чём основана их семья?
4) Каковы характеристики семей в романе? Классифицируй ответы по группам.
*)Ростовы;
*)Болконские;
*)Наташа и Пьер
Распредели эти характеристики:
*) любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;
*) чувство долга, требовательность к себе и другим, порядочность, патриотизм, честь;
*) любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, глубокое взаимопонимание.
2.Более всего Достоевский раскрывает героев через описание и анализ их внутреннего мира,мотивов их действий. Так же используется яркий прием двойничества (напр. Раскольников-Свидригайлов).
3. Петербург в романе-не просто фон,но соучастник событий. Он как отдельный герой давит на жителей,угнетает их,подталкивает в преступлению,греху,страху. Совсем другой Петербург у Пушкина. А вот у всех остальных перечисленных Вами писателей в характере города примерно похожие черты.
4.Появление теории было спровоцированно условиями жизни Раскольникова-крайней нищетой и отсутствием какого-либо дела(он даже ушел из института). Внутренний конфликт между благодетельностью и крайней безнравственностью повлиял на это.
Суть теории:
Человечество делится на 2 типа:первые-"право имеющие",то есть люди,имеющие право убивать и грешить во благо всех,они лидеры,они идейны и умны. Второй тип:"твари дрожащие". Эти люди-материал для свершений великих дел первого типа людей. Они ничего из себя не представляют и нужны только для тяжёлого труда.
5.Доказать себе собственную принадлежность к "право имеющим".Подтвердить верность теории.
6.До преступления-нарастание решимости и интереса. После-постоянный страх и обострение внутреннего конфликта. Осознание того,что совершенное им-напрасно.
Смысл названия романа строится на приеме антитезы. Сначала мы видим преступление, после- наказание. Это 2 части романа,хоть и неравномерные.
7.Свидригайлов,Порфирий Петрович. Оба люди глубоко безнравственные либо в настоящий момент,либо ранее,но оба благодетели.
8.Сны отражают внутреннее состояние героев. Они показывают их истинное состояние души и их истинную натуру,которую они часто пытаются скрыть.
9.Главные женские образы романа приносят себя в жертву. Соня-в жертву семьи,Дуня-брата. В большинстве своем они набожны и стойки,имеют внутренний стержень,не ломаются под напором судьбы.
10.Колоссальную,но это вопрос раскрывать долго. Каждый многое сделал.
11.Так как Достоевский-великий гуманист,ему важно было дать главному герою шанс на духовное возрождение. Он утверждал,что счастье-не врождённое право человека,его надо выстрадать. Финал в эпилоге открытый,но в нем мы видим,что задатки к возрождению Раскольникова есть-он принял свою любовь к Соне,начал читать Евангелие. Можно сделать вывод,что у Раскольникова есть шанс на